Вопрос: О порядке
определения стоимости выкупаемых ценных бумаг, в частности акций, а также о
возможности обжалования результатов определения данной стоимости.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 апреля 2011 г. N Д06-2009
Департамент корпоративного управления
Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Департамент)
рассмотрел обращение и сообщает.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение),
Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности.
В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений
действующего законодательства, за исключением актов, утвержденных
Минэкономразвития России. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое
мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для
правоприменителя.
В соответствии с п. 4 ст. 84.8
Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"
(далее - Закон N 208-ФЗ) выкуп ценных бумаг осуществляется по цене не ниже
рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, которая должна быть определена
независимым оценщиком.
В случае если владелец ценных бумаг не
согласен с ценой выкупаемых ценных бумаг, он вправе обратиться в арбитражный
суд с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим
определением цены выкупаемых ценных бумаг. Указанный иск может быть предъявлен
в течение шести месяцев со дня, когда такой владелец ценных бумаг узнал о
списании с его лицевого счета (счета депо) выкупаемых ценных бумаг. При этом
предъявление владельцем ценных бумаг указанного иска в арбитражный суд не
является основанием для приостановления выкупа ценных бумаг или признания его
недействительным.
Дополнительно отмечаем, что, как следует
из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N
713-О-П, взаимосвязанные положения ст. 84.8 Закона N 208-ФЗ и ч. 5 ст. 7
Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 7-ФЗ)
предполагают, что принудительный выкуп акций у миноритарных акционеров
осуществляется в надлежащей юридической процедуре, с соблюдением требований
законодательства на каждом из необходимых ее этапов, в разумные сроки и при
обеспечении эффективного судебного контроля - в целях защиты прав миноритарных
акционеров как слабой стороны в корпоративных отношениях, чем обусловливается
обязательность исследования судами, рассматривающими дела об оспаривании
решений, касающихся принудительного выкупа акций или возникновения права на
него, а также о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим
определением цены выкупаемых акций, всех обстоятельств, которые могут
свидетельствовать о существенном нарушении требований законодательства или о
злоупотреблении правами и тем самым влиять на установление справедливой цены за
выкупаемые акции.
Статьей 7 Закона N 7-ФЗ предусмотрен
особый порядок обязательного выкупа акций лицом, которое по состоянию на 1 июля
2006 г. являлось владельцем более чем 95 процентов общего количества
обыкновенных акций и привилегированных акций открытого акционерного общества,
предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его
аффилированным лицам.
Законодатель не только установил
обязательный характер привлечения независимого оценщика для определения
стоимости таких ценных бумаг и подтверждения этой стоимости саморегулируемой
организацией оценщиков при определении цены выкупаемых ценных бумаг в случаях,
предусмотренных ст. 7 Закона N 7-ФЗ, но и указал на ряд требований,
предъявляемых по отношению к цене выкупаемых ценных бумаг.
Так, согласно ч. 6 ст. 7 Закона N 7-ФЗ
указанная цена не может быть ниже:
1) наибольшей цены, по которой лицо или
его аффилированные лица приобрели либо обязались приобрести соответствующие
ценные бумаги в течение шести месяцев, предшествующих дате направления
требования о выкупе ценных бумаг;
2) средневзвешенной цены, определенной по
результатам торгов организаторов торговли на рынке ценных бумаг за шесть
месяцев, предшествующих дате направления требования о выкупе ценных бумаг;
3) стоимости, определенной независимым
оценщиком в отчете об оценке ценных бумаг и подтвержденной саморегулируемой организацией
оценщиков при проведении экспертизы такого отчета. При этом оценивается
рыночная стоимость одной соответствующей акции или иной ценной бумаги.
В целях реализации указанного положения
Приказом Минэкономразвития России от 29.09.2006 N 303 утверждено Положение о
порядке проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, требованиях и
порядке выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей
проведение экспертизы (далее - Положение).
На основании изложенного, по мнению
Департамента, а также учитывая то, что в соответствии с требованиями,
предусмотренными ст. 7 Закона N 7-ФЗ, стоимость, определенная независимым
оценщиком в отчете об оценке ценных бумаг, должна быть подтверждена заключением
саморегулируемой организации оценщиков, подготовленным в соответствии с
требованиями Положения, лицо, чье право нарушено, вправе обратиться в суд в
соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 33
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 84.8 Закона N
208-ФЗ при наличии оснований о нарушении его прав и законных интересов при
осуществлении выкупа акций.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
13.04.2011