Вопрос: О порядке
формирования и предоставления лесного участка, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, в аренду для эксплуатации подземных
газопроводов и наземных линий электропередачи.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 апреля 2011 г. N Д23-1618
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел письмо закрытого акционерного общества по
вопросу о разъяснении порядка формирования земельного участка, находящегося в
государственной собственности, передаваемого в аренду для эксплуатации
подземных газопроводов и наземных линий электропередачи, и в пределах
компетенции сообщает.
Исходя из обращения речь идет о
предоставлении лесного участка в аренду для эксплуатации построенного
подземного газопровода и лесного участка для эксплуатации линий
электропередачи.
В настоящее время в законодательстве
Российской Федерации отсутствует четкое определение термина "формирование
земельного участка". Исходя из требований, предусмотренных положениями
Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный
кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс),
формирование земельного участка включает подготовку и утверждение схемы
расположения земельного участка на кадастровом плане, проекта планировки
территории, проекта межевания территории; выполнение в отношении земельного
участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от
24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости",
кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета
земельного участка.
Вместе с тем лесным законодательством в
отношении формирования и предоставления лесного участка предусмотрено
следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Лесного
кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) использование лесов для
строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (линий
электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов,
а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных
объектов) осуществляется в соответствии со ст. 21 Лесного кодекса.
В целях использования линейных объектов
допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в
том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для
обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для
эксплуатации соответствующих объектов (ч. 5 ст. 21 Лесного кодекса).
Лесные участки, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в
соответствии со ст. 9 Лесного кодекса для строительства линейных объектов (ч. 2
ст. 45 Лесного кодекса).
Предоставление гражданам, юридическим
лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, осуществляется в порядке, установленном ст. 71 Лесного кодекса.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Лесного
кодекса границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на
которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным
законодательством, лесным законодательством и законодательством о
градостроительной деятельности.
По общему правилу предельные
(максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в
соответствии с законодательством о градостроительной деятельности
устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими
градостроительными регламентами, за исключением земельных участков, на которые
действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении
которых градостроительные регламенты не устанавливаются. В последнем случае
предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков определяются
в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами (ст. 11.9
Земельного кодекса).
В отношении лесных участков
осуществляется их проектирование в соответствии с положениями Лесного кодекса и
Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377
"Правила проведения лесоустройства". Указанные Правила
устанавливаются Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Рослесхозом на
основании Положения о Рослесхозе, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 23.09.2010 N 736. Проектирование лесных участков
осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков (ч. 5 ст. 69
Лесного кодекса).
При проектировании лесных участков
осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах,
площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков
(ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса).
Местоположение, границы и площадь лесных
участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или)
лесотаксационным выделам, их границам и площади (ч. 2 ст. 69 Лесного кодекса).
Целевое назначение и вид разрешенного использования
лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со ст. 87
Лесного кодекса, регламентирующей лесохозяйственный регламент, являющийся
основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов,
расположенных в границах лесничества, лесопарка, и со ст. 91 Лесного кодекса,
регламентирующей государственный лесной реестр, представляющий собой
систематизированный свод документированной информации о лесах, об их
использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Дополнительно информируем, что во
исполнение п. 8 Поручения Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 N
ВП-П13-7216 Минэкономразвития России доработан проект федерального закона
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования
сервитутов" (далее - законопроект). Законопроект разработан в целях
создания единых начал правового регулирования сервитутов в части порядка и
условий их установления, использования, прекращения, в том числе публичных
сервитутов для использования земельных участков в целях строительства,
размещения, ремонта, реконструкции и охраны линейных объектов, а также их
неотъемлемых принадлежностей. В настоящее время законопроект направлен на
согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
20.04.2011