Вопрос: О
необходимости согласования местоположения границ земельных участков с органом
местного самоуправления, если соответствующие земельные участки находятся в
муниципальной собственности или в государственной собственности до ее
разграничения и данные земельные участки не предоставлены гражданам в
пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за
исключением государственных или муниципальных учреждений, казенных предприятий,
органов государственной власти или органов местного самоуправления) в
постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более пяти лет.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 апреля 2011 г. N Д23-1742
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел
обращение о нарушениях федеральным государственным учреждением положений
Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости" (далее - Закон о кадастре) при принятии решений о приостановлении
осуществления государственного кадастрового учета земельных участков по причине
отсутствия согласования местоположения границ земельных участков с лицами, не
оформившими в установленном порядке права на земельные участки, и сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению
законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по
затронутому в обращении вопросу отметить следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о
кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном
Законом о кадастре порядке обязательному согласованию (далее - согласование
местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре
(далее - заинтересованные лица).
При этом права заинтересованных лиц на
земельные участки, указанные в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре, должны быть
надлежащим образом оформлены. В частности, указанные права могут быть
зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним (далее - ЕГРП) либо оформлены в установленном порядке до
вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, необходимо отметить, что в
установленных федеральными законами случаях права на земельные участки
возникают независимо от факта их регистрации в ЕГРП. Например, наследники
являются правообладателями с даты принятия наследства, а собственники помещений
в многоквартирном доме - с даты государственного кадастрового учета
соответствующего земельного участка.
Учитывая вышеизложенное и принимая во
внимание положения ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", по мнению
Департамента недвижимости, орган местного самоуправления является
заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ, если
согласование требуется в силу ч. 1 ст. 39 Закона о кадастре, соответствующие
земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной
собственности до ее разграничения и данные земельные участки не предоставлены
гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим
лицам (за исключением государственных или муниципальных учреждений, казенных
предприятий, органов государственной власти или органов местного самоуправления)
в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет.
Позиция Росреестра по данному вопросу
совпадает с мнением Департамента недвижимости.
Дополнительно сообщаем, что в целях
недопущения нарушения норм действующего законодательства в федеральное
государственное учреждение Росреестром направлены соответствующие указания.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.В.АБРАМЧЕНКО
26.04.2011