Вопрос: О
компетенции представительных органов местного самоуправления устанавливать
положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и их
применении.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 апреля 2011 г. N Д06-2331
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу
изменения вида разрешенного использования земельного участка и сообщает
следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию
Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства.
В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам,
указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
В соответствии с п. 2 ст. 37
Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный
кодекс) применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды
разрешенного использования земельных участков и объектов капитального
строительства.
В свою очередь, п. 3 ст. 37
Градостроительного кодекса определено, что изменение одного вида разрешенного
использования земельных участков и объектов капитального строительства на
другой вид такого использования осуществляется в соответствии с
градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических
регламентов.
Градостроительный регламент, в силу п. 2
ст. 30 Градостроительного кодекса, является составной частью правил
землепользования и застройки, которые, в свою очередь, согласно п. 1 ст. 32
Градостроительного кодекса, утверждаются представительным органом местного
самоуправления.
Кроме того, правила землепользования и
застройки также включают в себя порядок их применения, который в том числе
содержит положения об изменении видов разрешенного использования земельных
участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими
лицами.
Таким образом, установление положений об
изменении видов разрешенного использования земельных участков и их применение
относятся к компетенции представительных органов местного самоуправления.
Дополнительно отмечаем, что ст. 254
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что
гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие)
органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного
лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены
их права и свободы.
Одновременно п. 1 ст. 198 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане,
организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о
признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих
публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и
нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,
создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной
экономической деятельности.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
29.04.2011