Вопрос: Об
установлении и порядке оспаривания результатов определения кадастровой
стоимости земельного участка.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 мая 2011 г. N Д06-2345
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу
установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной
стоимости и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию
Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего
законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение
по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для
правоприменителя.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса
Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка
кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его
рыночной стоимости.
В свою очередь, ст. 24.19 Федерального
закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ)) предусмотрена возможность
оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов
кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения
кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или
комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
(далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть
недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении
его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости.
Следует отметить, что указанной статьей
определено, что рыночная стоимость земельного участка для целей подачи
заявления о пересмотре его кадастровой стоимости определяется на дату, по
состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка.
Дополнительно сообщаем, что Типовые
требования к порядку создания и работы комиссии утверждены Приказом
Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 (далее - Требования), который
вступит в силу после его государственной регистрации и официального
опубликования в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В
настоящее время Требования проходят процедуру государственной регистрации.
Одновременно отмечаем, что в соответствии
с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не
применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение
которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального
опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Кроме того, п. 12 Правил проведения
государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, установлено, что споры, возникающие при
проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в
судебном порядке.
Вместе с тем законодательством Российской
Федерации не установлено возможности установления кадастровой стоимости
земельного участка в размере его рыночной стоимости в заявительном порядке (за
исключением подачи соответствующего заявления в комиссию).
Таким образом, на текущий момент
результаты определения кадастровой стоимости земельных участков,
осуществленного до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования
Федерального закона N 167-ФЗ, по мнению Департамента, могут быть оспорены в
суде, в том числе на основании отчетов об определении их рыночной стоимости по
состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных
участков.
Рассмотрение возможности установления
кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
путем, отличным от внесудебного и судебного оспаривания, о чем указывалось в
Письме от 25.01.2011 N Д06-428, по мнению Департамента, целесообразно только
после закрепления на законодательном уровне механизмов, направленных на
недопущение злоупотреблений со стороны заинтересованных лиц в манипулировании
процедурами пересмотра кадастровой стоимости, а также проведения анализа
применения на практике этих механизмов.
Частично указанное закреплено Федеральным
законом от 28.12.2010 N 431-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 5
Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные
акты Российской Федерации", которым устанавливается порядок проведения
экспертизы отчетов об оценке, требования к экспертам, солидарная
ответственность саморегулируемых организаций оценщиков (далее - СРО оценщиков).
Однако в указанных целях также необходимо
установить дополнительную административную ответственность оценщиков и
должностных лиц СРО оценщиков, что предусмотрено принятым в первом чтении
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проектом
федерального закона N 126184-5 "О внесении изменений в Федеральный закон
"О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты
Российской Федерации".
Кроме того, необходимо провести анализ
работы комиссий.
С учетом изложенного в настоящее время
рассмотрение вопроса о внесении изменений в законодательство Российской
Федерации, предусматривающих возможность установления кадастровой стоимости
земельного участка в размере его рыночной стоимости путем, отличным от
рассмотрения споров в судебном порядке или в комиссии, по мнению Департамента,
представляется преждевременным.
Врио директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
03.05.2011