Вопрос: Об
отсутствии оснований для расторжения договора аренды земельного участка,
находящегося в собственности РФ и предоставленного для строительства
реабилитационного центра и базы отдыха, в связи с переводом земель из одной
категории в другую для выполнения условий лесного конкурса в части
строительства указанных объектов, а также о порядке предоставления в аренду
земельного участка для строительства без предварительного согласования места
размещения объекта и без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 мая 2011 г. N Д23-1876
Минэкономразвития России рассмотрело
обращение общества с ограниченной ответственностью (далее - общество) по
вопросу предоставления в аренду земельного участка, находящегося в
собственности Российской Федерации, для строительства реабилитационного центра
и базы отдыха и сообщает.
Из обращения общества следует, что лесной
участок площадью 3,5 га по результатам конкурса 27 декабря 2004 г. был
предоставлен обществу в аренду на 49 лет для строительства рекреационного
центра и базы отдыха.
В соответствии с Правилами использования
лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденными Приказом
Минприроды России от 24.04.2007 N 108, при осуществлении рекреационной
деятельности в лесах допускаются возведение временных построек на лесных
участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление
благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети,
информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов
от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения
мусора и др.).
Если в плане освоения лесов на территории
субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены
зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются
строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления
рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается
возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических
сооружений.
Таким образом, если в лесном плане
субъекта Российской Федерации не определены зоны планируемого освоения лесов, в
границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация
объектов для осуществления рекреационной деятельности, то выполнение условий
лесного конкурса в части строительства реабилитационного центра и базы отдыха
возможно только при переводе земельного участка из категории земель лесного
фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 16.01.2010 N 10-р указанный земельный участок был переведен из
земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Необходимо отметить, что названным
Распоряжением были лишь изменены категория и целевое назначение уже
сформированного земельного участка. При этом указанный перевод никак не повлиял
на имущественные отношения - рассматриваемый земельный участок по-прежнему
находился в собственности Российской Федерации, однако полномочия собственника
в отношении участка в результате перевода теперь должно было осуществлять
Росимущество, а не агентство лесного хозяйства (переданное полномочие).
Таким образом, между обществом и
Росимуществом должно было быть заключено дополнительное соглашение о замене в
договоре аренды агентства лесного хозяйства Росимуществом. При этом данная
замена, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, не
должна была повлечь для арендатора каких-либо отрицательных последствий,
связанных с прекращением права аренды, так как данный земельный участок, в
соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, не относился к
землям, изъятым из оборота, а также к землям, ограниченным в обороте.
Действующим законодательством не
предусмотрено обязательное расторжение договора аренды земельного участка при
переводе земель из одной категории в другую.
Таким образом, требования
территориального управления Росимущества о расторжении договора аренды,
заключенного между агентством лесного хозяйства и обществом в связи с переводом
земель из одной категории в другую, о котором сообщается в обращении, не
соответствуют положениям действующего законодательства Российской Федерации.
Как следует из обращения, обществом был
расторгнут договор аренды в связи с выполнением указанного требования
территориального управления Росимущества.
В соответствии с п. 1 ст. 178
Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием
заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом
недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.
Таким образом, в случае если указанный в
обращении факт расторжения договора аренды земельного участка по требованию
территориального управления Росимущества подтвердится, то это может
рассматриваться в качестве основания для признания судом данной сделки
недействительной по основаниям, предусмотренным ст. 178 Гражданского кодекса
Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что в
соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации
предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением
работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест
размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест
размещения объектов.
Для приобретения земельного участка с
предварительным согласованием мест размещения объектов необходимо обратиться в
исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с
заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места
размещения объекта. При этом выбор земельного участка должен быть осуществлен в
соответствии с положениями ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации
органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Земельного
кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для
строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения
объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в
соответствии со ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением
случаев, предусмотренных п. 2.1 данной статьи (развитие застроенной
территории).
При этом в соответствии с пп. 3 п. 4 ст.
30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в
аренду для строительства без предварительного согласования места размещения
объекта без проведения торгов (конкурсов, аукционов) возможно на основании
заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении
земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов
(конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и
заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи
земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Таким образом, для предоставления ООО
земельного участка для строительства без предварительного согласования места
размещения объекта в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов)
необходимо подать заявление о предоставлении земельного участка. При выполнении
условия о предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии
предлагаемого для такой передачи земельного участка, а также получении
единственной заявки возможно предоставление земельного участка без проведения
торгов (конкурсов, аукционов).
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
04.05.2011