Вопрос: О порядке
перевода жилого помещения в многоквартирном доме в нежилое помещение.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 мая 2011 г. N Д23-1927
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о переводе жилого
помещения в нежилое помещение и в пределах компетенции сообщает.
Вопросы правомерности (неправомерности)
действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации не относятся к
компетенции Минэкономразвития России в соответствии с Положением о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 05.06.2008 N 437.
Вместе с тем по вопросу о переводе жилого
помещения в многоквартирном доме в нежилое помещение считаем возможным сообщить
следующее.
Порядок перевода жилого помещения в
нежилое установлен гл. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -
Жилищный кодекс), обладающего более высокой юридической силой по отношению к
нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, в том числе при
регулировании вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и
ее субъектов.
В соответствии с Жилищным кодексом
полномочия по определению условий и порядка перевода жилых помещений в нежилые
помещения за органами государственной власти субъекта Российской Федерации в
области жилищных отношений и органами местного самоуправления в области
жилищных отношений не закреплены. Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса органы
местного самоуправления в области жилищных отношений вправе принимать в
установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения.
При этом правом по определению перечня документов, необходимых для перевода
жилого помещения в нежилое помещение, органы местного самоуправления не
наделены.
Данный перечень документов, необходимых
для представления в орган, осуществляющий перевод помещений, в целях перевода
жилого помещения в нежилое помещение, установлен ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса.
К таким документам относятся:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на
переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном
порядке копии);
3) план переводимого помещения с его
техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым,
технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором
находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в
установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого
помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для
обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого
помещения).
Частью 3 ст. 23 Жилищного кодекса
установлен запрет на требование органами, осуществляющими перевод помещений,
других документов, кроме установленных ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса.
Частью 1 ст. 24 Жилищного кодекса
установлены случаи отказов органов местного самоуправления в переводе жилого
помещения в нежилое помещение:
1) непредставление определенных ч. 2 ст.
23 Жилищного кодекса документов;
2) представление документов в
ненадлежащий орган;
3) несоблюдение предусмотренных ст. 22
Жилищного кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствие проекта переустройства
и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В числе перечисленных случаев отказов в
переводе жилых помещений в нежилые помещения отсутствует требование органов
местного самоуправления о представлении иных документов, необходимых для
перевода жилого помещения в нежилое помещение, кроме установленных ч. 2 ст. 23
Жилищного кодекса.
При этом вышеуказанной статьей не
установлено, что непредставление документов помимо тех, которые указаны в ч. 2
ст. 23 Жилищного кодекса, может служить причиной отказа в принятии решения о
переводе жилого помещения в нежилое помещение.
Согласно ч. 3 ст. 24 Жилищного кодекса
решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не
позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть
обжаловано заявителем в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Жилищного
кодекса, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений
невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном
доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений
должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном
доме.
Согласно ч. 1 ст. 48 Градостроительного
кодекса архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем
подготовки проектной документации применительно к объектам капитального
строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах
принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения
капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его
проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и
безопасности таких объектов.
В настоящее время понятие
"реконструкция" не предусмотрено в действующем законодательстве.
Вместе с тем согласно п. 1 Положения о Министерстве регионального развития
Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.01.2005 N 40, Минрегион России является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления
жилищно-коммунального хозяйства, а также в сфере строительства, архитектуры и
градостроительства.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
06.05.2011