Вопрос: О порядке
определения кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для
размещения железнодорожных путей и находящихся в границах населенных пунктов;
об установлении налоговой ставки по земельному налогу представительными
органами муниципальных образований; о возможности оспаривания результатов
определения кадастровой стоимости земельного участка.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 мая 2011 г. N Д06-2416
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам
определения кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для
размещения железнодорожных путей и находящихся в границах населенных пунктов, и
уплаты земельного налога (далее - налог) и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию
Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства.
В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам,
указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу
определяется как кадастровая стоимость земельного участка.
Методические указания по государственной
кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом
Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания),
разработаны исключительно для целей определения кадастровой стоимости земельных
участков, расположенных в границах населенных пунктов, и устанавливают порядок
расчета кадастровой стоимости в разрезе групп видов разрешенного использования
указанных земельных участков.
В частности, в отдельную группу видов
разрешенного использования земельных участков объединены земельные участки,
предназначенные для размещения железнодорожных путей и автомобильных дорог (п.
1.2.13 Методических указаний). Для указанных земельных участков предусмотрен
единый порядок определения кадастровой стоимости.
Так, кадастровая стоимость земельных
участков, указанных в п. 1.2.13 Методических указаний, определяется путем
умножения минимального для данного населенного пункта значения удельного
показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе видов
разрешенного использования земель, указанных в п. 1.2.9 Методических указаний,
на их площадь.
В свою очередь, расчет кадастровой
стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель,
указанных в п. 1.2.9 Методических указаний, осуществляется на основе построения
статистических моделей расчета кадастровой стоимости с использованием рыночной
информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
При этом в соответствии с п. 3 Правил
проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее -
Правила), действовавшим до вступления в силу Постановления Правительства от 30.06.2010
N 478 "О внесении изменения в Правила проведения государственной
кадастровой оценки земель", государственная кадастровая оценка земель
проводилась не чаще одного раза в 3 года, но не реже одного раза в 5 лет.
Действующей редакцией указанного пункта
Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не
реже одного раза в 5 лет.
На основании изложенного в период между
турами проведения государственной кадастровой оценки земель проходит
значительный промежуток времени, в течение которого может существенно
измениться рыночная стоимость земельных участков и иных объектов недвижимости.
Таким образом, результаты государственной
кадастровой оценки земель, определенных в различные периоды, могут значительно
отличаться.
Вместе с тем ст. 387 Кодекса определено,
что налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и
прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате
на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные
органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах,
установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. При этом допускается
установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий
земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
При установлении налога нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также
устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая
установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков.
Так, Решением Казанской городской Думы от
03.03.2011 N 14-4 "О внесении изменений в решение Представительного органа
муниципального образования города Казани "О земельном налоге" (далее
- Решение) установлены дифференцированные налоговые ставки по налогу в
отношении земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожного
транспорта, и в отношении земельных участков, предназначенных для размещения
автомобильного транспорта, в размере, не превышающем предусмотренный ст. 394
Кодекса предельный уровень в 1,5%. Разделение по группам видов разрешенного
использования земельных участков, указанных в Решении, по мнению Департамента,
установлено для целей дифференциации ставок налога в зависимости от видов их
разрешенного использования.
Дополнительно отмечаем, что в
соответствии с п. 1 ст. 3 Кодекса при установлении налога учитывается также
фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
С учетом изложенного в целях снижения
налоговой ставки представляется целесообразным обращаться в представительные
органы муниципальных образований.
Дополнительно отмечаем, что п. 12 Правил
установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой
оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Пунктом 7 ст. 1 Федерального закона от
22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные
акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ)
установлена возможность пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по
рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем положения Федерального
закона N 167-ФЗ не применяются к государственной кадастровой оценке земель,
договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней
после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не
завершились в указанный срок.
Таким образом, по мнению Департамента, в
отношении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных
в ходе проведения работ по массовой оценке земель (государственной кадастровой
оценки) до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования
Федерального закона N 167-ФЗ, а также результатов определения кадастровой
стоимости земельных участков, полученных по договорам на проведение
государственной кадастровой оценки, заключенным до истечения шестидесяти дней
со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, но определенных
после истечения указанного срока, порядка оспаривания, отличного от судебного,
соответствующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Врио директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
06.05.2011