Вопрос: Об
определении органами государственной власти и органами местного самоуправления
размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, а также за земельные участки, государственная
собственность на которые не разграничена.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 2011 г. N Д23-2026
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении органами
местного самоуправления коэффициентов разрешенного использования при
определении размера арендной платы за земельный участок и в рамках своей
компетенции сообщает.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса
(далее - Земельный кодекс) земли Российской Федерации подразделяются на семь категорий
и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной
категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием
территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных
зонированием территорий видов выбирается собственником самостоятельно, без
дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с п. 4 Правил проведения
государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная
кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому
назначению и виду функционального использования.
Методическими указаниями по государственной
кадастровой оценке для различных категорий земель предусмотрены группы видов
разрешенного использования земельных участков, кадастровая стоимость которых
определяется в разрезе указанных групп.
Таким образом, кадастровая стоимость
земельного участка устанавливается в том числе в зависимости от вида
разрешенного использования соответствующего земельного участка.
Вместе с тем Постановлением Правительства
Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582) в
соответствии со ст. ст. 22 и 65 Земельного кодекса утверждены Основные принципы
определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, в частности:
принцип экономической обоснованности, в
соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере,
соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их
разрешенного использования;
принцип предельно допустимой простоты
расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность
определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
При установлении порядка определения
размера арендной платы органы государственной власти и органы местного
самоуправления должны руководствоваться указанными принципами.
Относительно разграничения полномочий по
установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки,
находящиеся в государственной или муниципальной собственности, сообщаем
следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного
кодекса порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки
внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности,
устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального
закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также
порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных
участков, государственная собственность на которые не разграничена,
устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного, а также в силу
Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N
437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по правовой экспертизе
нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти и
органами местного самоуправления.
Вместе с тем в соответствии с Поручением
Председателя Правительства Российской Федерации от 27.04.2010 N ВП-П13-2737
Минэкономразвития России разработан проект постановления Правительства
Российской Федерации о внесении изменений в Постановление N 582, в соответствии
с которым общие для всех органов государственной власти и органов местного
самоуправления при определении размера арендной платы Основные принципы
дополнятся принципом запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с
которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки,
предназначенные для одинаковых видов деятельности, отнесенные к одной категории
земель и предоставляемые по одним основаниям лицам, имеющим одинаковый объем
прав, не должен различаться.
Дополнительно сообщаем, что в случае
нарушения прав и законных интересов Вы вправе в соответствии со ст. 64
Земельного кодекса обратиться в суд.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
16.05.2011