Вопрос: О
возможности оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных
участков на основании отчетов об оценке их рыночной стоимости по состоянию на
дату, на которую определена кадастровая стоимость таких земельных участков; о
порядке расчета кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в
границах населенного пункта; о порядке создания и работы комиссии по
рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; о
внесудебном установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его
рыночной стоимости.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 мая 2011 г. N Д06-2590
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам
применения положения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации,
порядка расчета кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в
границах населенного пункта, создания комиссии по рассмотрению споров о
результатах определения кадастровой стоимости и порядка ее работы,
существования практики внесудебного применения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса
Российской Федерации и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию
Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего
законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение
по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для
правоприменителя.
1. В отношении применения положения п. 3
ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)
Редакцией п. 3 ст. 66 Земельного кодекса,
действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности
в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), было установлено, что в
случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость
земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона N
167-ФЗ внесено изменение в положение п. 3 ст. 66 Земельного кодекса, в
соответствии с которым в случаях определения рыночной стоимости земельного
участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной
его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от
29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (в ред. Федерального закона N 167-ФЗ) (далее - Федеральный
закон N 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или
иными заинтересованными лицами результатов определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или
комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
(далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре результатов определения
кадастровой стоимости (далее - заявление). Основанием для подачи заявления
может быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при
определении его кадастровой стоимости, а также установление рыночной стоимости
объекта на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая
стоимость.
Одновременно отмечаем, что в соответствии
с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не
применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение
которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального
опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Вместе с тем п. 12 Правил проведения
государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что споры,
возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель,
рассматриваются в судебном порядке.
На основании изложенного на текущий
момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков,
полученные до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования
Федерального закона N 167-ФЗ, а также результаты определения кадастровой
стоимости земельных участков, полученные после истечения шестидесяти дней со
дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ по договорам,
заключенным до указанного срока, по мнению Департамента, могут быть оспорены в
суде на основании отчетов об оценке их рыночной стоимости по состоянию на дату,
на которую определена кадастровая стоимость таких земельных участков.
2. В отношении порядка расчета
кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в границах населенного
пункта
Ввиду отсутствия в обращении уточняющей
информации (кадастрового номера) о земельном участке, в отношении которого
увеличена кадастровая стоимость, предоставить разъяснения о порядке расчета
кадастровой стоимости такого земельного участка, по мнению Департамента, не
представляется возможным.
Вместе с тем согласно п. 1 Положения о
Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N
457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим в том числе функции по оказанию государственных услуг в сфере
ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного
кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности,
государственной кадастровой оценки.
Кроме того, в соответствии с п. 13
Административного регламента по исполнению государственной функции
"Организация проведения государственной кадастровой оценки земель",
утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215,
разъяснения результатов государственной кадастровой оценки осуществляет
Управление Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации.
На основании изложенного в целях
получения разъяснений о порядке расчета кадастровой стоимости принадлежащего
Вам земельного участка, по мнению Департамента, целесообразно обратиться в
Управление Росреестра по Краснодарскому краю.
Дополнительно отмечаем, что использование
Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных
пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39
(далее - Методические указания), предполагает в ряде случаев построение
статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков
(функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости
земельных участков) в составе земель населенных пунктов (п. 2.2.1 Методических
указаний).
При этом в соответствии с п. 2.2.2
Методических указаний состав факторов стоимости определяется на основе
примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости
субъекта Российской Федерации. В состав факторов стоимости должны быть включены
факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость
земельных участков в составе земель населенных пунктов. Состав факторов
стоимости обосновывается.
3. В отношении создания комиссии и
порядка ее работы
Во исполнение положений Федерального
закона N 135-ФЗ Минэкономразвития России Приказом от 22.02.2011 N 69 (далее -
Приказ N 69) утверждены Типовые требования к порядку создания и работы комиссии
(далее - Типовые требования), которые вступят в силу после государственной
регистрации и официального опубликования в установленном законодательством
Российской Федерации порядке. На текущий момент указанный Приказ
Минэкономразвития России проходит процедуру государственной регистрации.
Пунктом 7 Типовых требований установлено,
что уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой
оценке, не позднее даты первого после вступления в силу Приказа N 69 внесения
результатов определения кадастровой стоимости на территории субъекта Российской
Федерации в государственный кадастр недвижимости издает приказ о создании
комиссии в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п. 11
Типовых требований заседания комиссии проводятся по мере необходимости
рассмотрения поступивших заявлений, но не позднее срока рассмотрения заявления,
установленного ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, который составляет один
месяц с даты его поступления.
Статьей 24.19 Федерального закона N
135-ФЗ также предусмотрено, что в случае, если заявление было подано на
основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при
определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения этого
заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:
об отклонении заявления в случае
использования достоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при
определении кадастровой стоимости;
о пересмотре кадастровой стоимости в
случае использования недостоверных сведений об объекте недвижимости,
использованных при определении кадастровой стоимости.
В случае если заявление о пересмотре
кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете об оценке
объекта недвижимости его рыночной стоимости, комиссия принимает решение об определении
кадастровой стоимости такого объекта недвижимости в размере его рыночной
стоимости.
4. В отношении практики внесудебного
применения положения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса
Законодательством Российской Федерации
предусмотрен порядок внесудебного установления кадастровой стоимости земельного
участка в размере его рыночной стоимости только путем подачи заявления в
комиссию с приложением отчета об оценке рыночной стоимости соответствующего
земельного участка.
Следует отметить, что комиссии могут быть
созданы только после вступления в силу Приказа N 69.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
20.05.2011