Вопрос: Об отсутствии оснований для
увеличения цены государственного контракта в случае изменения страховых тарифов
по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев
транспортных средств.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 ноября 2008 г. N Д05-4955
Департамент государственного
регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращение по
вопросу изменения цены государственного контракта в случае изменения страховых
тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев
транспортных средств и сообщает свое мнение.
Государственный контракт между заказчиком
и поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заключается по результатам торгов
(запроса котировок) в соответствии с процедурами, предусмотренными Федеральным
законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
(далее - Закон).
Статья 4 Гражданского кодекса Российской
Федерации определяет общие принципы действия гражданского законодательства во
времени, а именно: "Акты гражданского законодательства не имеют обратной
силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в
действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.".
К отношениям по
исполнению государственных и муниципальных контрактов применяются нормы ч. 2
ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой, в частности,
установлено, что "если после заключения договора принят закон,
устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые
действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют
силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие
распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров". Положения
данной статьи регулируют ситуацию, когда после заключения договора принят
закон, устанавливающий для сторон иные правила, чем те, которые действовали при
заключении договора и которые при этом являются императивными, так что условия
договора им противоречат.
Таким образом, условия государственных
контрактов, заключенных федеральной службой до вступления в силу Постановления
Правительства Российской Федерации об изменении страховых тарифов по
обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных
средств, сохраняют силу.
Частью 4.1 ст. 9 Закона установлено, что
цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может
изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта
на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона, а также случаев, установленных ч. 4.2,
6, 6.2 - 6.4 ст. 9 Закона. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ,
оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или
муниципальным контрактом.
Возможность изменения цены контракта,
заключенного по итогам торгов и запроса котировок, в связи с изменением страховых
тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев
транспортных средств Законом не предусмотрена.
Требования, предъявляемые заказчиком к
участнику размещения заказа, и условия исполнения контракта содержатся в
извещении о проведении конкурса (аукциона), конкурсной документации
(документации об аукционе или извещении о проведении
запроса котировок) и проекте государственного контракта. Участник, подавший
заявку, соглашается с условиями, выставленными заказчиком.
Подача заявки на участие в торгах
(запросе котировок) свидетельствует о согласии поставщика принять на себя
обязательства, связанные с поставкой продукции на условиях, установленных
заказчиком. Риски изменения тарифов при исполнении контракта с твердой ценой
относятся к коммерческим рискам поставщика (исполнителя, подрядчика), которые
он должен предусмотреть в цене заявки.
Таким образом, увеличение цены контракта
в связи с изменением страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской
ответственности владельцев транспортных средств не допускается.
В случае если
победитель конкурса (аукциона, запроса котировок), с которым заключен
государственный контракт, уклоняется от исполнения контракта по ценам,
предложенным им на конкурсе (аукционе, запросе котировок), заказчик вправе
обратиться в суд с иском о понуждении поставщика (исполнителя, подрядчика), с
которым заключен контракт, продолжить исполнение контракта в соответствии с
условиями, указанными в контракте, или инициировать расторжение контракта в
связи с существенным нарушением
поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ
12.11.2008