Вопрос: Об
отсутствии оснований для государственной регистрации решений уполномоченного
органа власти об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных
нужд в случае, если права на изымаемые земельные участки и расположенные на них
объекты недвижимости не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав
на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 мая 2011 г. N Д23-2241
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу
государственной регистрации решений уполномоченного органа власти об изъятии
земельных участков для государственных и муниципальных нужд в случае, если
права на изымаемые земельные участки и расположенные на них объекты
недвижимости не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению
законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Вместе с тем по затронутому в обращении вопросу
полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с п. 4 ст. 279
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) решение федерального
органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для
государственных или муниципальных нужд (далее - решение об изъятии) подлежит
государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на
земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о
произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона
от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственной
регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое
имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 ГК, за
исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и
космические объекты.
Наряду с государственной регистрацией
вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации
ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека,
доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое
имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной
власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной
регистрации в случаях, предусмотренных законом.
При этом исходя из положений ст. 1 Закона
о регистрации под ограничением (обременением) понимается наличие установленных
законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий,
запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности
либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества.
В силу положений ст. 280 ГК собственник
несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка
затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и
реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке с момента
государственной регистрации решения об изъятии до достижения соглашения или
принятия судом решения о выкупе земельного участка.
Таким образом, правовым последствием
принятия решения об изъятии является возникновение ограничения (обременения)
прав собственности либо иных вещных прав правообладателя на земельный участок.
В соответствии со ст. 12 Закона о
регистрации записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других
вещных прав на недвижимое имущество вносятся в подраздел III раздела ЕГРП,
открытого на объект недвижимости.
При этом согласно п. 6 ст. 12 Закона о
регистрации раздел ЕГРП открывается при начале регистрации прав на объект
недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером
данного объекта.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 13
Закона о регистрации государственная регистрация перехода права на объект
недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом
недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации
ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.
Также необходимо отметить, что согласно
складывающейся судебной практике (в частности, Постановления Федерального
арбитражного суда Московского округа от 04.04.2011 N КГ-А40/1375-11, от
06.04.2011 N КГ-А41/2354-11) государственной регистрации подлежит ограничение
(обременение) прав на земельные участки, возникшее на основании акта органа
государственной власти. При этом указанное ограничение (обременение) может быть
зарегистрировано только при наличии в ЕГРП записи о регистрации земельного
участка.
Учитывая изложенное, по мнению
Департамента, государственной регистрации подлежит не само решение об изъятии,
а ограничение (обременение) соответствующего земельного участка.
Государственная регистрация ограничения (обременения) прав собственности либо
иных вещных прав на земельный участок, возникающих на основании решения об
изъятии, может быть осуществлена при наличии в ЕГРП записи о государственной
регистрации прав на соответствующий земельный участок.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
26.05.2011