Вопрос: О
механизмах, направленных на обеспечение процесса объективной оценки
возможностей принятия участия в процедуре торгов участников размещения заказа
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
(муниципальных) нужд.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 мая 2011 г. N Д22-846
Департамент развития конкуренции
Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении положений
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.
Для обеспечения процесса объективной
оценки возможностей принятия участия в процедуре торгов участников размещения
заказа субъективные произвольные требования (административная предквалификация)
были заменены на финансовые гарантии (экономическая предквалификация), такие,
как обеспечение заявки на участие в процедуре торгов и обеспечение исполнения
контракта. Таким образом, указанная в Законе экономическая предквалификация
основывается на экономической возможности участника размещения заказа принять
участие в процедуре торгов и исполнить контракт, а не на субъективных
критериях, устанавливаемых заказчиком по собственному усмотрению.
Данная экономическая предквалификация
реализуется на практике в процессе проведения торгов следующим образом:
1) документация о торгах, разработанная
заказчиком, содержит в себе обязательное приложение - техническое задание, в
котором содержатся четкие характеристики необходимых товаров (работ, услуг), а
также технические требования к качеству поставляемых товаров (работ, услуг) и,
в частности, функциональные характеристики (потребительские свойства). Таким
образом, заказчик определяет, что именно необходимо приобрести и какого
качества должны быть поставляемые товары (работы, услуги), и устанавливает
начальную (максимальную) цену, ориентируясь на конъюнктуру рынка, делая
невозможным проведение процедуры торгов для аффилированных лиц (в частности
посредников) уже на первом этапе;
2) в документации о торгах является
обязательным установление требований к участникам размещения заказа на
соответствие их требованиям, установленным в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
3) участник размещения заказа, со своей
стороны, описывает в заявке на участие в торгах качество товаров (работ,
услуг), соответствующее требованиям заказчика исходя из характеристик имеющихся
товаров (работ, услуг). Если участник размещения заказа предлагает в заявке товары
(работы, услуги), не отвечающие требованиям заказчика, то такой участник
размещения заказа в соответствии с положениями Закона не допускается к участию
в торгах;
4) все допущенные к участию в торгах
участники (предложившие к поставке/выполнению товары (работы, услуги),
соответствующие потребностям заказчика) конкурируют по цене, и победителем
определяется участник, предложивший наименьшую стоимость товаров (работ,
услуг).
Таким образом, участвуют в торгах только
те участники, предложения которых полностью соответствуют требованиям
заказчика, а по итогам торгов определяется победитель, предложивший наименьшую
стоимость контракта.
При этом Законом предусмотрены
экономические механизмы защиты от недобросовестных действий участников
размещения заказа (в том числе от демпинга - искусственного занижения цены):
1) к участию в торгах допускаются только
те участники, которые внесли денежные средства в качестве обеспечения своей
заявки в размере до 5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, если участник откажется от подписания контракта, то он теряет
указанные денежные средства, а контракт заключается с участником, занявшим
второе место. При этом проведения новой процедуры торгов не требуется;
2) до подписания контракта победитель
торгов должен представить заказчику обеспечение исполнения контракта в виде
внесения денежных средств либо финансового обязательства третьей стороны,
которая поручится за исполнение контракта победителем торгов (банк, крупный
поручитель). При этом в случае неисполнения обязательств по контракту поставщик
(подрядчик) теряет от 10 до 30 процентов от стоимости контракта.
Таким образом, Законом предусмотрена
жесткая экономическая мотивация исполнителей контракта выполнять обязательства
по государственным и муниципальным контрактам добросовестно.
Введение нового вида финансовых гарантий
- поручительства с ужесточением требований к поручителям (Федеральный закон от
27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации") позволило заказчикам обеспечить надежность финансовых гарантий
исполнения обязательств и, как следствие, качество поставляемых товаров
(выполняемых работ, оказываемых услуг).
Также необходимо отметить, что с 1 июля
2010 г. Законом предусмотрен переход федеральных заказчиков на открытые
аукционы в электронной форме по перечню товаров (работ, услуг), которые
определены законодательством Российской Федерации. Переход на процедуру
открытых аукционов в электронной форме, обеспечивающую конфиденциальность
участия в аукционе, сохраняющуюся до момента подведения итогов аукциона,
позволяет избежать необоснованного отказа в допуске к участию в аукционе,
административного давления на участников со стороны заказчиков, возможности
сговора участников между собой и между участником и заказчиком.
Директор Департамента
развития конкуренции
А.А.ПИРОЖЕНКО
27.05.2011