Вопрос: О
разъяснении положений ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в части
установления запрета на строительство, реконструкцию зданий, строений,
сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной
собственности и предоставляемых определенной категории лиц в собственность на
льготных условиях.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 мая 2011 г. N Д23-2306
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение о применении ст. 2 Федерального
закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), в частности, по вопросу о
том, в каких случаях органы государственной власти вправе не устанавливать
запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений,
расположенных на соответствующем земельном участке, и о том, что запрет на
реконструкцию здания не включает в себя запрет на его реконструкцию, которая не
связана с изменением функционального назначения здания, и в пределах
компетенции сообщает.
Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 137-ФЗ в
городах с численностью населения свыше 3 млн человек одновременно с
приобретением в собственность земельных участков, находящихся в государственной
собственности, на льготных условиях лицами, указанными в п. 1 ст. 2 Закона N
137-ФЗ, органы государственной власти могут устанавливать запрет на
строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на
соответствующем земельном участке (далее - запрет на строительство,
реконструкцию).
Лицами, приобретающими на льготных
условиях в собственность земельные участки, находящиеся в государственной
собственности, на основании п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ являются коммерческие
организации, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками
расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, зданий, строений, сооружений, если эти здания,
строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности,
в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или
реконструированы здания, строения, сооружения, а также если эти здания,
строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо
разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или
муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.
На льготных условиях приобрести земельные
участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут
также граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками
расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если
право собственности указанных лиц на эти объекты недвижимости возникло до
вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)
и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной
порядок приобретения земельных участков в собственность.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 2 Закона
N 137-ФЗ запрет на строительство, реконструкцию не распространяется на реконструкцию
объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено ч. 8
ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -
Градостроительный кодекс) или реконструкция которых не приведет к изменению
вида разрешенного использования земельного участка.
Следовательно, в городах с численностью
населения до 3 млн человек одновременно с приобретением в собственность
земельных участков, находящихся в государственной собственности, на льготных
условиях лицами, указанными в п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ, органы
государственной власти запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений,
сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке, не
устанавливают.
На основании п. 3 ст. 2 Закона N 137-ФЗ
органы государственной власти не устанавливают также запрет на реконструкцию
зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, находящемся в
государственной или муниципальной собственности, реконструкция которых не
приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного
кодекса под реконструкцией понимается изменение параметров объектов
капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее -
этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества
инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, Департамент недвижимости
считает, что в рамках п. 3 ст. 2 Закона N 137-ФЗ запрет на реконструкцию не
распространяется, если реконструкция зданий, строений, сооружений не приведет к
изменению их функционального назначения (вид разрешенного использования объекта
капитального строительства).
При этом реконструкция объектов
капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких
объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их
несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.
Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и
объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в
соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов
капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (ч. 9
ст. 36 Градостроительного кодекса).
В случае если использование земельных
участков и объектов капитального строительства, виды разрешенного
использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и
предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, но
которые могут использоваться без установления срока приведения их в
соответствие с градостроительным регламентом, продолжается и опасно для жизни
или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в
соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование
таких земельных участков и объектов (ч. 10 ст. 36 Градостроительного кодекса).
Аналогичные нормы предусмотрены в п. 4
ст. 85 Земельного кодекса.
Согласно абз. 4 п. 3 ст. 2 Закона N
137-ФЗ установление и снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляются
в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что в
соответствии с п. 1 Положения о Министерстве регионального развития Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
26.01.2005 N 40, Минрегион России является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и
градостроительства.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
31.05.2011