Вопрос: О
применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ при размещении
заказов на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по договору
ОСАГО путем проведения конкурса; об ответственности организаторов конкурсов за
несоблюдение требований к конкурсной документации при проведении конкурсов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2011 г. N Д22-870
Департамент развития конкуренции
Минэкономразвития России рассмотрел обращение Министерства финансов Российской
Федерации о разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает
свое мнение.
1. По вопросу о значении коэффициента
страховых тарифов КБМ, который подлежит применению при определении страховой
премии в случае непредставления организатором конкурса сведений о страховании
по предыдущим договорам ОСАГО, сообщаем, что значения указанных тарифов, а
также порядок их применения установлены Постановлением Правительства Российской
Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по
обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных
средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении
страховой премии".
В соответствии с Положением о
Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности,
является Минфин России. В связи с этим поставленный в письме вопрос не
относится к компетенции Минэкономразвития России.
2. По вопросу о допустимости досрочного
прекращения действующих договоров ОСАГО, заключенных в рамках проведенного
конкурса (с возвратом части премии за неистекший срок действия договора), на
основании того, что конкурс на очередной год был выигран иным страховщиком,
сообщаем следующее.
В соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона
расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или по
решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В связи с этим досрочное расторжение
действующих договоров ОСАГО страхователем возможно по основаниям,
предусмотренным гражданским законодательством, и с учетом названных положений
ст. 9 Закона.
3. По вопросу о возможности установления
в конкурсной документации требований к страховщикам о предоставлении услуг по
эвакуации транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, о
выдаче полисов ОСАГО до оплаты страховых премий или об уплате страховой премии
в рассрочку сообщаем следующее.
Статьей 11 Закона предусмотрен закрытый
перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем
проведения торгов. При этом требования, указанные в письме Минфина России, в
названном перечне не содержатся.
В то же время согласно ч. 4 ст. 22 Закона
конкурсная документация должна содержать в том числе форму, сроки и порядок
оплаты товара, работ, услуг, а также критерии оценки заявок на участие в
конкурсе, устанавливаемые в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона.
Таким образом, заказчик может определить
в конкурсной документации порядок и сроки уплаты страховой премии, которые не
противоречат действующему законодательству. В отношении предоставляемой
страховщиком услуги по эвакуации транспортного средства с места
дорожно-транспортного происшествия необходимо отметить, что в соответствии с
положениями ст. 28 Закона оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе
осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения
контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены
конкурсной документацией. При этом заявки сопоставляются по цене контракта и
иным критериям, указанным в конкурсной документации. Закрытый перечень таких
критериев оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены контракта,
установлен в ст. 28 Закона, предусматривающей возможность заказчика оценивать в
том числе и качество работ, услуг и (или) квалификацию участника конкурса при
размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг. В связи с этим услуга
участника конкурса по эвакуации транспортного средства с места дорожно-транспортного
происшествия, на наш взгляд, может быть оценена в рамках указанного критерия.
4. По вопросу о возможности представления
страховщиками в составе конкурсной заявки одного комплекта учредительных и иных
необходимых документов вне зависимости от количества лотов необходимо отметить,
что в соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Закона участник размещения заказа подает
заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В
отношении каждого лота заключается отдельный контракт. При этом ч. 3 ст. 25
Закона установлен перечень прилагаемых к заявке на участие в конкурсе
материалов, представление которых является обязательным. В связи с этим пакет
указанных документов является неотъемлемой частью заявки на участие в конкурсе
и представление одного пакета документов участником конкурса по нескольким
лотам Законом не допускается.
5. Санкции к организаторам конкурсов за
несоблюдение требований к конкурсной документации при проведении конкурсов
установлены ч. 4, 4.1, 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Также необходимо отметить, что согласно
ч. 5 ст. 10 Закона нарушение предусмотренных Законом положений о размещении
заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом
недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску
уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов
федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Директор Департамента
развития конкуренции
А.А.ПИРОЖЕНКО
01.06.2011