Вопрос: О внесении изменений в НПА в
целях снижения затрат предпринимателей, связанных с использованием ККТ при
осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 ноября 2008 г. N Д05-5003
Департамент государственного
регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращение по
вопросу применения контрольно-кассовой техники и сообщает.
Федеральный закон
от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт", устанавливая обязательное использование
контрольно-кассовой техники, оснащенной фискальной памятью, при осуществлении
организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт, преследует конституционно
значимые цели и направлен на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителей, а также на охрану
установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов
государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины.
В соответствии с п.
1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный
закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр,
применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях
продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом обязанность применять
контрольно-кассовую технику не носит абсолютный характер, поскольку п. 2 ст. 2
Федерального закона предусмотрена возможность осуществления наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению.
Также п. 3 ст. 2 Федерального закона
установлен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и
индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо
особенностей местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и
(или) расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники.
С целью снижения
затрат субъектов малого бизнеса Комиссией Правительства Российской Федерации по
законопроектной деятельности поддержан принятый в первом чтении проект
федерального закона N 471693-4 "О внесении изменения в статью 2
Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
(принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в
первом чтении 18.10.2007), положения которого предполагают освободить организации и индивидуальных предпринимателей,
уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
от обязанности применения контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем Минэкономразвития России в
настоящее время в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации
от 30.05.2008 N ИШ-П13-3417 разработан проект постановления Правительства
Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые постановления
Правительства Российской Федерации по вопросам применения контрольно-кассовой
техники", который направлен на согласование в федеральные органы
исполнительной власти.
Проект
предусматривает внесение изменений в Постановление Правительства Российской
Федерации от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и
применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и
индивидуальными предпринимателями" и в Постановление Правительства
Российской Федерации от 23.01.2007 N 39 "Об утверждении Правил ведения
государственного реестра контрольно-кассовой техники, требований к его
структуре и составу сведений".
Основной целью проекта является снижение
затрат предпринимателей, связанных с использованием ККТ при осуществлении
предпринимательской деятельности, посредством:
введения уведомительного принципа ведения
Реестра ККТ;
альтернативности выбора производителем
ККТ средств, обеспечивающих некорректируемость
регистрации информации в ККТ;
альтернативного получения услуг
технического обслуживания;
значительного сокращения перечня
маркировки ККТ.
Кроме того, указанные меры должны
привести к снижению стоимости ККТ при производстве и ценовой конкуренции на
рынке, возможности импорта ККТ.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
П.В.ПУСТЕЛЕНИН
13.11.2008