Вопрос: О
неприменении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в отношении
государственных или муниципальных контрактов, заключенных до вступления его в
силу, а также о необходимости проведения новой процедуры торгов по размещению
государственного контракта на выполнение работ ввиду того, что при заключении
прежнего контракта было нарушено действовавшее на тот момент законодательство и
что условия данного контракта существенно изменились.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 июня 2011 г. N Д22-885
Департамент развития конкуренции
Минэкономразвития России рассмотрел обращение государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования (далее - ГОУВПО) о разъяснении
положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.
Статьей 4 Гражданского кодекса Российской
Федерации определен общий правовой принцип, согласно которому по отношениям,
возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он
применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
К отношениям по исполнению
государственных и муниципальных контрактов применяются нормы ч. 2 ст. 422
Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой, в частности, установлено,
что, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные
для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора,
условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе
установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее
заключенных договоров. Положения Закона не содержат норм, которые устанавливают,
что действие Закона распространяется на отношения, возникшие из ранее
заключенных государственных или муниципальных контрактов. Таким образом,
государственные или муниципальные контракты, заключенные до вступления в силу
Закона, действуют по тем правилам, которые действовали до принятия Закона.
Необходимо отметить, что на момент
проведения процедуры конкурса и заключения по ее итогам государственного
контракта (далее - контракт) Бюджетным кодексом Российской Федерации (в ред.
Федерального закона от 19.12.2005 N 159-ФЗ "О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации") были предусмотрены нормы,
ограничивающие заказчика в принятии денежных обязательств на срок более 1
финансового года. В частности, положения ст. ст. 223 и 250 БК РФ предусматривали,
что получатели бюджетных средств имеют право принимать денежные обязательства
путем заключения договоров только в объемах доведенных лимитов бюджетных
обязательств в текущем финансовом году.
В то же время согласно информации,
представленной в обращении, по итогам проведенной процедуры конкурса ГОУВПО
заключило контракт (на выполнение полного комплекса работ по проектированию,
строительству новых и реконструкции существующих корпусов и вводу в
эксплуатацию объектов: студенческие общежития), превышающий объем доведенных
бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
Кроме того, в соответствии с информацией,
указанной в обращении, за период выполнения работ по заключенному ГОУВПО
контракту исходя из заключения экспертизы, проведенной ФГУ
"Главгосэкспертиза" в 2010 г., стоимость объекта (в ценах I квартала
2010 г.) увеличилась в целом в 2,3 раза по сравнению со стоимостью объекта на
момент заключения контракта. Такое увеличение стоимости объекта не было
предусмотрено конкурсной документацией и, по мнению Департамента развития
конкуренции Минэкономразвития России, является существенным изменением условий
контракта.
Учитывая все вышесказанное, Департамент
развития конкуренции Минэкономразвития России рекомендует провести новую
процедуру торгов (принимая во внимание заключение экспертизы, проведенной ФГУ
"Главгосэкспертиза") с учетом уже выполненных объемов работ.
Директор Департамента
развития конкуренции
А.А.ПИРОЖЕНКО
06.06.2011