Вопрос: О
согласовании с собственниками помещений в многоквартирном доме работ по
реконструкции, переустройству и (или) перепланировке помещений в таком доме, а
также об определении размера долей в праве общей долевой собственности на общее
имущество всех сособственников помещений многоквартирного дома; о порядке
раздела имущества, находящегося в долевой собственности, и выдела из него доли;
об ответственности организаций технического учета и технической инвентаризации
объектов капитального строительства за внесение в техническую документацию не
соответствующих действительности сведений.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 2011 г. N ОГ-Д23-78
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение об определении размера долей в
праве общей долевой собственности на общее имущество всех сособственников
помещений многоквартирного дома и в пределах компетенции сообщает.
1. Согласно п. 1 ст. 247 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) владение и
пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по
соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке,
устанавливаемом судом.
В соответствии со ст. 40 Жилищного
кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) получение согласия всех
собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию, переустройство
и (или) перепланировку помещений необходимо в случае, если такое изменение
помещения одного из сособственников невозможно без присоединения к нему части
общего имущества многоквартирного дома.
Кроме того, границы между смежными
помещениями могут быть изменены или эти помещения могут быть разделены на два и
более помещения без согласия собственников других помещений в случае, если
подобные изменения или раздел не влекут за собой изменение границ других
помещений, границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или
изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.
Согласно п. 8.1 ст. 13 Жилищного кодекса
к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
относится в том числе осуществление государственного контроля за использованием
и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности,
соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме.
Относительно определения размера долей в
праве общей собственности на общее имущество в рассматриваемом случае полагаем
возможным отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса доля в
праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади
указанного помещения.
2. По вопросу о порядке признания жилых
помещений, образованных из состава многоквартирного дома, сообщаем.
Порядок раздела имущества, находящегося в
долевой собственности, и выдела из него доли предусмотрен ст. 252 Гражданского
кодекса.
Согласно п. 1 ст. 252 Гражданского
кодекса имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено
между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности
вправе требовать выдела своей доли из общего имущества (п. 2 ст. 252
Гражданского кодекса).
При недостижении участниками долевой
собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или
выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном
порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
Если выдел доли в натуре не допускается
законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в
общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему
стоимости его доли другими участниками долевой собственности (п. 3 ст. 252
Гражданского кодекса).
3. По вопросу об ответственности за
внесение в техническую документацию не соответствующих действительности
сведений сообщаем, что организации технической инвентаризации осуществляют
деятельность в сфере государственного технического учета и технической
инвентаризации на основании аккредитации. При этом п. 3.14 Положения об
аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и
картографии организаций технического учета и технической инвентаризации
объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минэкономразвития
России от 05.04.2005 N 70, предусмотрено, что аккредитация такой организации
может быть отозвана в том числе в случае несоблюдения аккредитованной
организацией требований законодательства Российской Федерации в сфере
технического учета и технической инвентаризации объектов капитального
строительства.
С учетом изложенного Департамент
недвижимости рекомендует при наличии информации о допущенных организацией
технической инвентаризации нарушениях обратиться в управление Росреестра с
заявлением, в котором будут указаны конкретные нарушения в сфере технического
учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
16.06.2011