Вопрос: Об
отнесении к линейным объектам сетей инженерно-технического обеспечения,
необходимых для функционирования конкретного объекта капитального
строительства; об отсутствии необходимости в разработке проекта планировки
территории и проекта межевания территории, в случае если разрешение на
строительство линейного объекта выдано до вступления в силу Федерального закона
от 20.03.2011 N 41-ФЗ; о невозможности использования материалов, входящих в
состав генерального плана городского округа, в качестве документа, определяющего
место размещения линейных объектов; о предоставлении земельных участков под
строительство линейных объектов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 2011 г. N Д23-2578
Департамент недвижимости Минэкономразвития
России рассмотрел письмо администрации города о применении Федерального закона
от 20.03.2011 N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в
части вопросов территориального планирования" (далее - Закон N 41-ФЗ) и в
пределах компетенции сообщает, что большинство поставленных в указанном письме
вопросов, в соответствии с Положением о Министерстве регионального развития
Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.01.2005 N 40, относится к компетенции Минрегиона России.
Вместе с тем по поставленным в письме
вопросам считаем возможным сообщить следующее.
1. По вопросу, являются ли сети
инженерно-технического обеспечения, необходимые для функционирования
конкретного объекта капитального строительства (внутриквартальные подводящие
сети), линейными объектами и требуются ли предоставление земельных участков для
их строительства, получение разрешения на строительство и разработка проекта
планировки территории и проекта межевания территории относительно данных сетей
На основании п. 11 ст. 1
Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный
кодекс) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные
сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие
подобные сооружения являются линейными объектами.
Согласно п. 2 Правил определения и
предоставления технических условий подключения объекта капитального
строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об
утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения
объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и
Правил подключения объекта капитального строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения", сети инженерно-технического
обеспечения представляют собой совокупность имущественных объектов,
непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и
водоотведения.
С учетом того что сети
инженерно-технического обеспечения являются прежде всего системой
трубопроводов, предназначенных для таких целей, как тепло-, газо-,
водоснабжение, то, по мнению Департамента недвижимости, указанные сети возможно
отнести к линейным объектам.
2. По вопросу, является ли разработка
проекта планировки территории и проекта межевания территории необходимой в
случае, если разрешение на строительство линейного объекта выдано до вступления
в силу Закона N 41-ФЗ
В настоящее время согласно п. 2 ч. 7 ст.
51 Градостроительного кодекса в редакции Закона N 41-ФЗ для выдачи разрешения
на строительство линейного объекта требуются проект планировки территории и
проект межевания территории.
В соответствии с пп. "в" п. 3
ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса при подаче заявления о выдаче разрешения
на строительство требуется в том числе схема планировочной организации
земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных
линий, утвержденных в составе документации по планировке территории
применительно к линейным объектам. Наличие указанной схемы планировочной
организации земельного участка предусматривалось также в Градостроительном
кодексе до вступления в силу Закона N 41-ФЗ.
Если разрешение на строительство линейных
объектов было выдано до вступления в силу Закона N 41-ФЗ, то наличие проекта
планировки территории и проекта межевания территории не требуется.
3. По вопросу, могут ли материалы,
входящие в состав генерального плана городского округа, рассматриваться в
качестве документа, определяющего место размещения магистральных сетей,
автодорог и других линейных объектов
В соответствии с п. 2 ст. 1
Градостроительного кодекса территориальное планирование представляет собой
планирование развития территорий, в том числе для определения планируемого
размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения,
объектов местного значения.
В документах территориального
планирования определено назначение территорий исходя из совокупности
социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения
устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, подготовка документации
по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого
развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов,
микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на
которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных
участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. На
основании ч. 6 ст. 45 Градостроительного кодекса проект планировки территории
составляется с учетом требований генерального плана.
Соответственно, именно проект планировки
территории определяет в конечном счете местоположение линейного объекта.
Таким образом, документы территориального
планирования и документация по планировке территории не являются
взаимозаменяемыми документами. При этом проект планировки территории может быть
составлен и в отношении так называемой "сложившейся" застройки.
4. По вопросу предоставления земельных
участков под строительство линейных объектов, проходящих по земельным участкам,
находящимся в разных формах собственности (частная, федеральная и др.), и
территориям, права на которые не оформлены в установленном порядке
Порядок предоставления земельных участков
для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, установлен ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее
- Земельный кодекс).
Размещение линейного объекта на земельном
участке, находящемся в частной собственности, для строительства линейного
объекта возможно осуществить на праве ограниченного пользования чужим земельным
участком (сервитут) (ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, земельный участок,
находящийся в частной собственности, может быть изъят для муниципальных нужд по
основаниям, установленным ст. 49 Земельного кодекса.
В настоящее время Минэкономразвития
России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитутов" (далее -
законопроект), которым предусматривается комплексное правовое регулирование
сервитутов.
Принципиальным нововведением является
возможность установления публичных сервитутов в отношении земельных участков
для размещения линий связи и электропередач, трубопроводов и других линейных
сооружений. Вводится возможность не только эксплуатации и ремонта существующих
линейных объектов, но и строительства новых линейных объектов на условиях
публичного сервитута.
Законопроект расширяет круг лиц, с
которыми могут быть заключены соглашения об установлении сервитута.
Заинтересованное лицо может требовать установления сервитута не только у
собственника земельного участка, но и у лица, которому земельный участок
предоставлен во владение или пользование.
Также законопроектом предусматривается
определение условий установления публичного сервитута, оснований для отказа в
его установлении, уточняются основания для прекращения сервитутов.
Предлагаемые законопроектом нововведения
позволят в том числе не образовывать земельные участки для целей установления
публичного сервитута, в связи с чем не потребуется проведение связанных с этим
кадастровых работ.
Кроме того, законопроектом предлагается:
- осуществлять работы на условиях
публичного сервитута без изменения категории земельного участка и его
разрешенного использования;
- установить четкий порядок определения
платы за установление сервитута;
- установить возможность осуществления
обладателем публичного сервитута любой деятельности, необходимой для достижения
целей установленного сервитута, в том числе в установленных границах сервитута
иметь свободный доступ на земельный участок, осуществлять строительство, ремонт,
реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию сооружений, являющихся
собственностью обладателя сервитута, для использования которых установлен
сервитут, осуществлять земляные работы, доставку техники, материалов и т.п.;
- осуществлять внесение сведений в
государственный кадастр недвижимости о публичном сервитуте в порядке
информационного взаимодействия, при этом заявления со стороны линейных
организаций о проведении государственного кадастрового учета не потребуется
(сведения о границах действия публичного сервитута предоставляются принявшим
решение о его установлении органом власти и вносятся в кадастр как сведения о
зонах с особыми условиями использования территории).
Внесение изменений в Федеральный закон от
25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской
Федерации" позволит собственникам линейных сооружений не переоформлять
право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право
аренды земельных участков или приобретать земельные участки в собственность, а
оформить свои права на условиях сервитута.
После согласования с заинтересованными
органами исполнительной власти и получения заключения Минюста России
законопроект будет внесен в Правительство Российской Федерации.
5. По вопросу о необходимости предоставления
земельного участка под строительство линейного объекта, имеющего подземную и
надземную части (путепровод, линия уличного освещения, надземный переход),
сообщаем, что строительство объекта капитального строительства, в том числе
линейного объекта, подразумевает наличие предоставленного и оформленного в
установленном порядке права на земельный участок или его часть. В противном
случае выдача разрешения на строительство не допускается. В связи с этим
земельным и градостроительным законодательством предусмотрена необходимость
предоставления земельного участка в том числе для строительства линейного
объекта.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
16.06.2011