Вопрос: О
согласовании карт (планов) объектов землеустройства с Росреестром; об
отсутствии оснований для утверждения Росреестром карт (планов) объектов
землеустройства; о передаче карт (планов) объектов землеустройства в
государственный фонд данных, полученных в результате проведения
землеустройства.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июня 2011 г. N Д23-2614
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел
обращение по вопросам, связанным с подготовкой карт (планов) объектов
землеустройства, и сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской
Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем по вопросам, изложенным в
обращении, полагаем возможным отметить следующее.
1. По вопросу согласования карт (планов)
объектов землеустройства
Пунктом 14 Требований к составлению карты
(плана) объекта землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 (далее - Требования), установлено, что
карта (план) объекта землеустройства подлежит согласованию в порядке,
предусмотренном для согласования землеустроительной документации.
В соответствии с п. 2 Положения о
согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении
государственного фонда данных, полученных в результате проведения
землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 11.07.2002 N 514 (далее - Положение), в случаях, установленных
законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация в
зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного
кадастра России (в настоящее время - Росреестр) и ее территориальными органами,
органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников
культуры, органами местного самоуправления.
Вместе с тем действующее законодательство
не устанавливает случаев, при которых карта (план) объекта землеустройства
подлежит согласованию с указанными органами.
Кроме того, согласно Положению о
Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии,
утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N
457 (далее - Положение о Росреестре), Росреестр не наделен полномочиями по
согласованию карт (планов) объектов землеустройства.
Между тем в отдельных случаях действующим
законодательством установлены требования о согласовании границ объектов
землеустройства. Так, например, п. 6 Правил установления охранных зон объектов
электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных
в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила), предусмотрено, что сетевая
организация обращается в федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением
о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов
электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с
даты его поступления в соответствующий орган.
При этом Правила не конкретизируют, как
именно осуществляется согласование границ охранной зоны: в виде согласования
карты (плана) объекта землеустройства или в ином виде.
Вместе с тем, по мнению Департамента
недвижимости, в отдельных случаях (например, в случаях, когда землеустройство
проводится в целях установления границ между муниципальными образованиями,
границ населенных пунктов, территориальных зон) целесообразно согласование карт
(планов) объектов землеустройства с Росреестром.
В указанных случаях исполнение функции по
согласованию землеустроительной документации должно быть четко
регламентировано. В связи с чем Положение требует концептуальной переработки (в
частности, Положением не установлены основания для отказа в согласовании
землеустроительной документации).
Учитывая изложенное, до нормативного
урегулирования порядка согласования землеустроительной документации, по мнению
Департамента недвижимости, согласование карт (планов) объектов землеустройства
Росреестром не проводится.
2. По вопросу утверждения Росреестром и
его территориальными органами карт (планов) объектов землеустройства
Согласно п. 9 Положения карты (планы)
объектов землеустройства утверждаются Федеральной службой земельного кадастра
России и ее территориальными органами после получения заказчиком
землеустроительной документации необходимых согласований.
Между тем Требованиями не предусмотрено
утверждение карты (плана) объекта землеустройства. Кроме того, Положением о
Росреестре не предусмотрены полномочия Росреестра и его территориальных органов
по утверждению землеустроительной документации.
Дополнительно отмечаем, что при
разработке проекта Положения о Росреестре указанные полномочия были исключены
из Положения о Росреестре как избыточные.
В связи с чем, по мнению Департамента
недвижимости, карты (планы) объектов землеустройства Росреестром не утверждаются.
3. По вопросу о передаче карт (планов)
объектов землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате
проведения землеустройства
Статьей 24 Закона о землеустройстве
установлено, что лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны
бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации
в государственный фонд данных, полученных в результате проведения
землеустройства.
Таким образом, независимо от целей
подготовки карты (плана) объекта землеустройства (в том числе в случае
представления карты (плана) объекта землеустройства в Росреестр для внесения в
государственный кадастр недвижимости сведений об объекте землеустройства) один
экземпляр карты (плана) объекта землеустройства должен быть передан в государственный
фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
20.06.2011