Вопрос: Об
изменении вида разрешенного использования земельного участка
сельскохозяйственного назначения в составе земель населенного пункта на вид
разрешенного использования, предусматривающий ведение садоводства,
огородничества, личного подсобного или дачного хозяйства.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июня 2011 г. N Д23-2654
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об изменении вида
разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения
в составе земель населенного пункта и в пределах своей компетенции сообщает
следующее.
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 35
Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный
кодекс) в состав зон сельскохозяйственного использования, относящихся к
категории земель населенных пунктов, могут включаться зоны, занятые объектами
сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского
хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства,
развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 4 ст. 30
Градостроительного кодекса границы территориальных зон должны отвечать
требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной
территориальной зоне. Для изменения вида разрешенного использования земельного
участка, предусмотренного территориальной зоной, в которой он расположен, на
вид разрешенного использования земельного участка, относящегося к другой
территориальной зоне, необходимо изменение границ таких зон.
Территориальные зоны состоят из
функциональных зон. В свою очередь, функциональные зоны определяют перечень
допустимых в каждой из них видов разрешенного использования земельных участков
и размещения (строительства) в них конкретных капитальных объектов.
В правилах землепользования и застройки
представлены перечень видов разрешенного использования земельных участков и
предельные параметры разрешенного строительства по территориальным зонам.
При изменении вида разрешенного
использования земельного участка на вид разрешенного использования,
предусматривающий ведение садоводства, личного подсобного хозяйства или дачного
хозяйства, необходимо учитывать следующее.
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях":
- садовый земельный участок - земельный
участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания
плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и
картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права
регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);
- дачный земельный участок - земельный
участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с
правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или
жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и
сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых
или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального
закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве":
- приусадебный земельный участок -
земельный участок, предоставленный гражданину для производства
сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома,
производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением
градостроительных регламентов, строительных, экологических,
санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Таким образом, указанные земельные
участки могут использоваться для выращивания (производства) сельхозпродукции.
Учитывая, что ведение сельхозпроизводства
имеет свои особенности в использовании земельного участка, считаем, что
изменение разрешенного использования земельного участка на разрешенное
использование, предусматривающее ведение садоводства, огородничества, дачного
хозяйства, личного подсобного хозяйства, устанавливается с учетом публичных
слушаний.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального
закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного
кодекса Российской Федерации" до принятия в установленном
Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования
и застройки, но не позднее 1 января 2012 г. решение об изменении одного вида разрешенного
использования земельных участков и объектов капитального строительства на
другой вид такого использования принимается главой местной администрации с
учетом результатов публичных слушаний.
Вместе с тем результаты публичных
слушаний для принятия главой местного самоуправления указанного решения имеют
рекомендательный характер.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального
закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса
Российской Федерации" до 1 января 2012 г. при отсутствии утвержденных
правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных
участков может также определяться в соответствии с проектом планировки
территории, в границах которой расположены такие земельные участки.
В отношении земельных участков,
предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим
объединением, разработка проектов организации и застройки территории
осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным
законодательством правилами землепользования и застройки, системой
государственных градостроительных нормативов и правил.
Проект организации и застройки территории
садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
составляется на основании ходатайства его правления, согласовывается с
объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок
органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный
участок.
Экземпляры проекта организации и
застройки территории садоводческого, огороднического или дачного
некоммерческого объединения со всеми текстовыми и графическими материалами
передаются такому объединению и соответствующему органу местного самоуправления
(ст. 32 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединениях").
Земельные участки, относящиеся к
имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому
или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность
(п. 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединениях").
Правообладатель земельных участков и
объектов капитального строительства, за исключением органов государственной
власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных
учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе
выбирать самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований основные и
вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов
капитального строительства (п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской
Федерации).
Дополнительно сообщаем, что в случае
использования земельных участков только в целях (индивидуального) жилищного
строительства предоставление земельных участков для строительства из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется
не иначе, как в порядке, установленном ст. 30.1 Земельного кодекса Российской
Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
22.06.2011