Вопрос: Об
установлении публичного сервитута на земельном участке, занятом объектом
культурного наследия.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июня 2011 г. N ОГ-Д23-204
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу установления
публичного сервитута на земельном участке, занятом объектом культурного
наследия, и в рамках своей компетенции сообщает.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона
от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в
границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый
государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий
выявленных объектов культурного наследия относятся к землям
историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным
законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Статья 99 Земельного кодекса Российской
Федерации относит к землям историко-культурного назначения следующие земли:
1) земли объектов культурного наследия
народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе
объектов археологического наследия;
2) земли достопримечательных мест, в том
числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
3) земли военных и гражданских
захоронений.
Земельные участки, отнесенные к землям
историко-культурного назначения, у собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не
изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.
В целях сохранения исторической,
ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов
культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за
пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим
использования земель, запрещающий деятельность, не совместимую с основным
назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к
землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны,
определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с
требованиями охраны памятников истории и культуры.
Пункт 3 ст. 52 Федерального закона от
25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации" устанавливает, что объект
культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным
выполнением требования об обеспечении доступа к объекту культурного наследия,
условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по
согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, доступ к объекту
культурного наследия может быть установлен на условиях публичного сервитута.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 23
Земельного кодекса Российской Федерации в целях прохода или проезда через
земельный участок могут быть установлены публичные сервитуты.
Публичный сервитут устанавливается
законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным
правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа
местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения
интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без
изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с
учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 Земельного кодекса
Российской Федерации).
По действующему законодательству лицо, в
интересах которого устанавливается сервитут, обращается в органы
государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на
распоряжение соответствующими земельными участками, с заявлением об
установлении сервитута.
В случаях если установление публичного
сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник
земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия,
в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением
органом государственной власти или органом местного самоуправления,
установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного
земельного участка с возмещением убытков.
В случаях если установление публичного
сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного
участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или
органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную
плату (п. 7 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Лица, права и законные интересы которых
затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту
своих прав в судебном порядке.
Сервитуты подлежат государственной
регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
(п. 9 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
28.06.2011