| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 ноября 2008 г. N Д05-5158

 

Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение и сообщает.

Государственный контроль (надзор) - одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства в пределах их компетенции.

В настоящее время отдельные аспекты государственного контроля и надзора регулируются отдельными нормативными правовыми документами, базовым из которых является Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

В целом на федеральном уровне насчитывается около 30 видов государственного контроля (надзора), осуществляемых в порядке, определенном данным Законом, а также 15 специальных видов контроля (надзора), осуществляемых в порядке, установленном иными законами. Контрольные полномочия осуществляют 30 федеральных органов исполнительной власти и контрольные органы 85 субъектов Российской Федерации.

Анализ практики применения Закона N 134-ФЗ показал, что количество мероприятий по контролю со стороны большинства государственных органов, а также временные издержки хозяйствующих субъектов при их проведении сократились незначительно. Кроме того, остались проблемы недостаточной эффективности и результативности действующей системы контроля (надзора) как следствие того, что органы государственного контроля (надзора) не объединены единой идеологией. Это связано не только с содержанием норм Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и правоприменительной практикой, но и с несоответствием действующих методов государственного контроля (надзора) его задачам.

В целях правового регулирования ряда проблем, выявленных по итогам правоприменительной практики Федерального закона N 134-ФЗ, разработан проект Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)" (далее - законопроект).

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями и органами государственного и муниципального контроля при проведении проверок соблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Нормы законопроекта распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора). При этом из данного перечня исключаются государственные учреждения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

Основной идеей законопроекта представляется модернизация действующей системы планового контроля (надзора). В отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль (надзор) осуществляется не более чем один раз в три года, за исключением изъятий, предусмотренных законопроектом. Предлагается сохранить иную нормативную периодичность (с учетом сезонности) лишь для контрольно-надзорных мероприятий в отношении социально-значимых объектов, для чего законопроектом предусмотрен закрытый перечень указанных объектов (лечебно-профилактические учреждения, учреждения социального обеспечения, дошкольные воспитательные и образовательные учреждения и другие учреждения).

Законопроектом, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2008 N 797, внедряется преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности путем установления обязанности направления всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями до начала осуществления предпринимательской деятельности (отдельных видов деятельности) уведомления о начале предпринимательской деятельности и о соответствии обязательным требованиям, предъявляемым к данному виду деятельности законодательством.

Уведомлению о начале предпринимательской деятельности подлежит деятельность в следующих сферах: оказание гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и проживанию; оказание бытовых услуг населению; оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания; розничная торговля; оптовая торговля; коммерческая перевозка пассажиров автомобильным транспортом вместимостью не более 20 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); коммерческая перевозка автомобильным транспортом грузов свыше 2,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд); текстильное и швейное производство; производство одежды; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви; обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели; издательская и полиграфическая деятельность; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

Форма и порядок оформления уведомлений о начале предпринимательской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ответственность за соответствие уведомления действительности и за соблюдение заявляемых требований несет сам заявитель. В случае проведения необходимых экспертиз для проверки (подтверждения) заявительных параметров обязанность доказывания возлагается на орган государственного контроля (надзора).

Проверка сведений, содержащихся в уведомлениях, происходит посредством проведения мероприятий планового государственного и муниципального контроля (надзора) путем проведения выборочных проверок по четко определенным основаниям и критериям, перечень которых является исчерпывающим и не подлежащим расширению или "ведомственному усмотрению".

Нормами законопроекта вводится понятие "проверка", которое включает в себя два вида проверок: документарные и выездные. Если ранее орган государственного контроля (надзора) мог по собственному усмотрению назначать проведение любого вида проверок, то законопроектом установлено разделение возможности организации и проведения проверок в зависимости от видов проводимого контроля (надзора). При этом выездная проверка осуществляется только в случаях, когда проведения документарной проверки недостаточно для установления фактов нарушений действующего законодательства.

Проект Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)" N 92975-5 принят ГД ФС РФ в I чтении 17 сентября 2008 г.

Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2009 г. В переходных положениях предусмотрено, что в течение шести месяцев после вступления в силу должны быть приняты требования к уведомлениям.

Реализация законопроекта позволит повысить экономическую активность предпринимателей (в том числе субъектов малого предпринимательства), в особенности в инновационной и производственной сфере; снизить уровень необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность; сократить коррупционную составляющую проведения контрольно-надзорных мероприятий; снизить расходы государственных и местных бюджетов на организацию проверок; стимулировать граждан, желающих начать предпринимательскую деятельность.

 

Заместитель директора

Департамента государственного

регулирования в экономике

П.В.ПУСТЕЛЕНИН

20.11.2008

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024