Вопрос: О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора).
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 ноября 2008 г. N Д05-5158
Департамент государственного
регулирования в экономике рассмотрел обращение и сообщает.
Государственный контроль (надзор) - одна
из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов
и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства в пределах
их компетенции.
В настоящее время отдельные аспекты
государственного контроля и надзора регулируются отдельными нормативными
правовыми документами, базовым из которых является Федеральный закон от
08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
В целом на федеральном уровне
насчитывается около 30 видов государственного контроля (надзора),
осуществляемых в порядке, определенном данным Законом, а также 15 специальных
видов контроля (надзора), осуществляемых в порядке, установленном иными
законами. Контрольные полномочия осуществляют 30 федеральных органов
исполнительной власти и контрольные органы 85 субъектов Российской Федерации.
Анализ практики применения Закона N
134-ФЗ показал, что количество мероприятий по контролю со стороны большинства
государственных органов, а также временные издержки хозяйствующих субъектов при
их проведении сократились незначительно. Кроме того, остались проблемы
недостаточной эффективности и результативности действующей системы контроля
(надзора) как следствие того, что органы государственного контроля (надзора) не
объединены единой идеологией. Это связано не только с содержанием норм
Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и
правоприменительной практикой, но и с несоответствием действующих методов
государственного контроля (надзора) его задачам.
В целях правового регулирования ряда
проблем, выявленных по итогам правоприменительной практики Федерального закона
N 134-ФЗ, разработан проект Федерального закона "О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и
муниципального контроля (надзора)" (далее - законопроект).
Предметом правового
регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие между
юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями и органами
государственного и муниципального контроля при проведении проверок соблюдения
юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных
требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами
или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Нормы законопроекта распространяются на
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные на проведение
государственного контроля (надзора). При этом из данного перечня исключаются
государственные учреждения в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти".
Основной идеей законопроекта
представляется модернизация действующей системы планового контроля (надзора). В
отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль
(надзор) осуществляется не более чем один раз в три года, за исключением
изъятий, предусмотренных законопроектом. Предлагается сохранить иную
нормативную периодичность (с учетом сезонности) лишь для контрольно-надзорных
мероприятий в отношении социально-значимых объектов, для чего законопроектом
предусмотрен закрытый перечень указанных объектов (лечебно-профилактические
учреждения, учреждения социального обеспечения, дошкольные воспитательные и
образовательные учреждения и другие учреждения).
Законопроектом, в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2008 N 797,
внедряется преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской
деятельности путем установления обязанности направления всеми юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями до начала осуществления
предпринимательской деятельности (отдельных видов деятельности) уведомления о
начале предпринимательской деятельности и о соответствии обязательным
требованиям, предъявляемым к данному виду деятельности законодательством.
Уведомлению о начале предпринимательской
деятельности подлежит деятельность в следующих сферах: оказание гостиничных
услуг, а также услуг по временному размещению и проживанию; оказание бытовых
услуг населению; оказание услуг общественного питания, осуществляемых через
объекты организации общественного питания; розничная торговля; оптовая
торговля; коммерческая перевозка пассажиров автомобильным
транспортом вместимостью не более 20 человек (за исключением случая, если
указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд
юридического лица или индивидуального предпринимателя); коммерческая перевозка
автомобильным транспортом грузов свыше 2,5 тонны (за исключением случая, если
указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд);
текстильное и швейное производство; производство одежды; производство
кожи, изделий из кожи и производство обуви; обработка древесины и производство
изделий из дерева и пробки, кроме мебели; издательская и полиграфическая
деятельность; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и
информационных технологий.
Форма и порядок оформления уведомлений о
начале предпринимательской деятельности утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Ответственность за соответствие
уведомления действительности и за соблюдение заявляемых требований несет сам
заявитель. В случае проведения необходимых экспертиз для проверки
(подтверждения) заявительных параметров обязанность доказывания возлагается на
орган государственного контроля (надзора).
Проверка сведений, содержащихся в
уведомлениях, происходит посредством проведения мероприятий планового
государственного и муниципального контроля (надзора) путем проведения
выборочных проверок по четко определенным основаниям и критериям, перечень
которых является исчерпывающим и не подлежащим расширению или
"ведомственному усмотрению".
Нормами законопроекта вводится понятие
"проверка", которое включает в себя два вида проверок: документарные
и выездные. Если ранее орган государственного контроля (надзора) мог по
собственному усмотрению назначать проведение любого вида проверок, то
законопроектом установлено разделение возможности организации и проведения
проверок в зависимости от видов проводимого контроля (надзора). При этом
выездная проверка осуществляется только в случаях, когда проведения
документарной проверки недостаточно для установления фактов нарушений
действующего законодательства.
Проект Федерального закона "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного и муниципального контроля (надзора)" N 92975-5 принят ГД
ФС РФ в I чтении 17 сентября 2008 г.
Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2009 г. В переходных положениях
предусмотрено, что в течение шести месяцев после вступления в силу должны быть
приняты требования к уведомлениям.
Реализация законопроекта позволит
повысить экономическую активность предпринимателей (в том числе субъектов
малого предпринимательства), в особенности в инновационной и производственной
сфере; снизить уровень необоснованного административного вмешательства в
предпринимательскую деятельность; сократить коррупционную составляющую
проведения контрольно-надзорных мероприятий; снизить расходы государственных и
местных бюджетов на организацию проверок; стимулировать граждан, желающих
начать предпринимательскую деятельность.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
П.В.ПУСТЕЛЕНИН
20.11.2008