Вопрос: О порядке
создания туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также о переводе
земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли
особо охраняемых природных территорий.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июля 2011 г. N ОГ-Д23-250
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по разъяснению порядка перевода
земель сельскохозяйственного назначения (пастбищ) в земли
туристско-рекреационного назначения и сообщает следующее.
Статья 7 Земельного кодекса Российской
Федерации определяет, что земли в Российской Федерации по целевому назначению
подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения;
земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической
деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального
назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда;
земли водного фонда; земли запаса.
Таким образом, такой категории земель,
как земли туристско-рекреационного назначения, не существует.
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон
об особых экономических зонах) определяет, что на территории Российской
Федерации могут создаваться туристско-рекреационные особые экономические зоны.
Статья 10 Федерального закона от
21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной
категории в другую" устанавливает, что перевод земель другой категории или
земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и
объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае
создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Следовательно, на момент создания
туристско-рекреационной особой экономической зоны земельные участки, образующие
эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и
использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и
иных инфраструктур этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены
такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или
юридических лиц. Земельные участки для создания туристско-рекреационной особой
экономической зоны могут относиться к землям лесного фонда, землям особо
охраняемых территорий и объектов, в том числе землям национальных парков (п.
3.1 ст. 5 Закона об особых экономических зонах).
Также следует отметить, что
туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или
нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской
Федерации (пп. 2.1 ст. 4 Закона об особых экономических зонах). Согласно п. 1 ст.
5 Закона об особых экономических зонах особые экономические зоны, за
исключением портовых особых экономических зон, могут создаваться только на
земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной
собственности.
В случае если Вы не преследуете цели
создания туристско-рекреационной особой экономической зоны, то земельный
участок можно перевести из категории земель сельскохозяйственного назначения в
земли особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 2 Федерального
закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных
территориях" различаются следующие категории особо охраняемых природных
территорий:
а) государственные природные заповедники,
в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические
сады;
ж) лечебно-оздоровительные местности и
курорты.
В случае соответствия представленного
ходатайства и материалов к нему указанной норме перевод земельного участка в
земли особо охраняемых территорий преследует цель создания ООПТ,
соответственно, перевод может быть осуществлен.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
01.07.2011