Вопрос: О
правомерности требований органа, осуществляющего государственную регистрацию
объектов недвижимости, о предоставлении границ охранных зон объектов
электросетевого хозяйства при установлении охранных зон линейных объектов; о
необходимости представить для государственной регистрации права собственности
на созданный объект недвижимости, в том числе линейно-кабельное сооружение, в
орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, документы,
подтверждающие факт создания такого объекта недвижимости, и правоустанавливающие
документы на земельный участок.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июля 2011 г. N ОГ-Д23-252
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу установления охранных
зон линейных объектов и регистрации права собственности на линейно-кабельное
сооружение и сообщает.
Согласно положениям ст. 89 Земельного
кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного
функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и
иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике
объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями
использования земельных участков независимо от категории земель, в состав
которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и
использования соответствующих земельных участков определяется Правительством
Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской
Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон
объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных
участков, расположенных в границах таких зон" устанавливает, что охранные
зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из
требований к границам установления охранных зон.
Так, охранные зоны вдоль подземных
кабельных линий электропередачи устанавливаются в виде части поверхности
участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую
глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными
вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от
крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий
напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами - на 0,6 метра в сторону
зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы).
Границы охранной зоны в отношении
отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая
владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая
организация).
Сетевая организация обращается в
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и
надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в
отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть
рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.
После согласования границ охранной зоны
сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра
недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о
границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета
недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган
исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного
кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
Охранная зона считается установленной с
даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее
границах.
Охранные зоны подлежат маркировке путем
установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих
указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой
организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими
Правилами ограничений.
Таким образом, требование органа,
осуществляющего государственную регистрацию объектов недвижимости, о
предоставлении границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства является
правомерным и обоснованным.
Дополнительно сообщаем, что регистрация
прав на созданные объекты недвижимого имущества, в соответствии с п. 1 ст. 25
Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним", осуществляется на основании
документов, подтверждающих факт их создания. При этом особенности оформления
прав на линейные объекты недвижимого имущества действующим законодательством не
установлены.
Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного
кодекса Российской Федерации документом, удостоверяющим выполнение
строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального
строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство,
соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта
капитального строительства градостроительному плану земельного участка и
проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом, учитывая положения п. 1 ст.
218, ст. 263 и п. 2 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, право
собственности на созданный объект недвижимости приобретает собственник либо,
если это предусмотрено законом или договором, иной правообладатель земельного
участка при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил,
а также требований о целевом назначении земельного участка.
Таким образом, для государственной
регистрации права собственности на созданный объект недвижимости в орган,
осуществляющий государственную регистрацию прав, должны быть также представлены
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимости, и
правоустанавливающие документы на земельный участок.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
01.07.2011