Вопрос: О
необходимости при изменении вида разрешенного использования земельного участка,
в частности с вида разрешенного использования для строительства офисного здания
на вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства,
руководствоваться формулировками, предусмотренными правилами землепользования и
застройки; об отсутствии права у арендатора земельного участка, срок действия
договора аренды с которым не превышает пять лет, на обращение в орган,
осуществляющий кадастровый учет, с заявлениями об учете изменений объектов
недвижимости.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 июля 2011 г. N Д23-2813
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об изменении вида разрешенного
использования земельного участка, предоставленного для строительства офисного
здания, на вид разрешенного использования для индивидуального жилищного
строительства и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного
кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) правила
землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного
зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной
власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны,
градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок
внесения в него изменений.
Границы территориальных зон должны
отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной
территориальной зоне. Вместе с тем территориальные зоны состоят из
функциональных зон, которые определяют перечень допустимых в каждой из них
видов разрешенного использования земельных участков и размещения
(строительства) в них конкретных капитальных объектов.
Согласно представленной выписке из Правил
землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных Решением
Ставропольской городской Думы от 27.11.2010 N 97 (далее - Правила
землепользования и застройки города Ставрополя), зона жилой застройки
усадебного типа выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых
районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых
домов этажностью не выше трех этажей с набором услуг местного значения. Из
указанного следует, что фактически отдельно стоящие жилые дома усадебного типа
являются индивидуальными жилыми домами.
Вместе с тем при изменении (установлении)
вида разрешенного использования земельного участка следует руководствоваться
формулировками, предусмотренными правилами землепользования и застройки.
Что касается правомерности требований
Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по
Ставропольскому краю", сообщаем, что в соответствии с п. 3 ст. 20
Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) арендатор
земельного участка, срок действия договора аренды которого не превышает пять
лет, не вправе обращаться в орган, осуществляющий кадастровый учет, с
заявлениями об учете изменений объектов недвижимости.
В указанном случае правообладатель
земельного участка обращается в орган исполнительной власти или орган местного
самоуправления с заявлением о принятии решения (выпуске распорядительного
документа) об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с п. 8 ст. 15 Закона о государственном
кадастре недвижимости орган государственной власти или орган местного
самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в
пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение
изменений в кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию
такого решения.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
04.07.2011