Вопрос: Об
изменении вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного
для ведения личного подсобного хозяйства, на вид разрешенного использования для
дачного хозяйства.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 июля 2011 г. N ОГ-Д23-315
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об изменении вида
разрешенного использования земельного участка, предоставленного для ведения
личного подсобного хозяйства, на вид разрешенного использования для дачного
хозяйства и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Согласно абз. 2 п. 9 ст. 35
Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный
кодекс) в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны,
занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для
ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного
хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 4 ст. 30
Градостроительного кодекса границы территориальных зон должны отвечать
требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной
территориальной зоне. Для изменения вида разрешенного использования земельного
участка, предусмотренного территориальной зоной, в которой он расположен, на
вид разрешенного использования земельного участка, относящегося к другой
территориальной зоне, необходимо изменение границ таких зон.
При изменении вида разрешенного
использования земельного участка на вид разрешенного использования,
предусматривающий ведение дачного хозяйства, необходимо учитывать следующее.
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях" дачный земельный участок - земельный участок,
предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом
возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого
дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и
сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых
или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, земельный участок,
предоставленный для целей дачного хозяйства, может использоваться
правообладателем такого земельного участка для выращивания (производства)
сельхозпродукции.
Учитывая, что ведение сельхозпроизводства
имеет свои особенности в использовании земельного участка, считаем, что
изменение разрешенного использования земельного участка на разрешенное
использование, предусматривающее ведение дачного хозяйства, устанавливается с
учетом публичных слушаний.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального
закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного
кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 г. при отсутствии
утвержденных правил землепользования и застройки разрешенное использование
земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки
территории, в границах которой расположены такие земельные участки (на
основании требований функциональных зон).
Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 4
Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие
Градостроительного кодекса Российской Федерации" до принятия в
установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил
землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 г. решение об
изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов
капитального строительства на другой вид такого использования принимается
главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Вместе с тем результаты публичных
слушаний для принятия главой местного самоуправления указанного решения имеют
рекомендательный характер.
Учитывая изложенное, в соответствии с п.
8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном
кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного
самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в
пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение
изменений в кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию
такого решения.
Дополнительно отмечаем, что в случае
принятия правил землепользования и застройки правообладатели земельных участков
и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной
власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных
учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе
выбирать самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований основные и
вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов
капитального строительства (п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской
Федерации).
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
06.07.2011