Вопрос: О
приобретении прав на ограниченный в обороте земельный участок, находящийся в
федеральной собственности и расположенный в границах особо охраняемой природной
территории.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июля 2011 г. N Д23-3073
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о переоформлении права
постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в
федеральной собственности и расположенным в границах особо охраняемой природной
территории, и сообщает.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 16 Федерального
закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон
N 26-ФЗ), п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо
охраняемых природных территориях" курорты и их земли относятся к особо
охраняемым природным территориям. Их охрана осуществляется посредством установления
округов санитарной (горно-санитарной) охраны. В составе округа санитарной
(горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
Необходимо отметить, что в соответствии
со ст. 1 Федерального закона N 26-ФЗ округ санитарной (горно-санитарной) охраны
- особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с
законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания,
природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных
ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от
загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной
(горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности,
курорта, курортного региона (района).
Во исполнение Федерального закона N 26-ФЗ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 (далее -
Постановление N 1425) утверждено Положение об округах санитарной и
горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
федерального значения, которым установлено, что для охраны особо охраняемых
природных территорий создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны.
В соответствии с п. 12 Постановления N
1425 режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для
скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других
полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных
лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории первой зоны
запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности,
за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных
ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически
безопасных и рациональных технологий.
Режим второй зоны устанавливается для
территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к
месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам
неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и
искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и
других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и
сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для
санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются
размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и
развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ,
загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных
лечебных ресурсов (п. 13 Постановления N 1425).
Режим третьей зоны, согласно п. 14
Постановления N 1425, устанавливается для ближайших областей питания и участков
разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей,
месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а
также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от
неблагоприятного техногенного воздействия. На территории третьей зоны вводятся
ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и
сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности,
сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных
ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут
отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние
лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.
Границы третьей зоны определяются по
совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и
объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.
Границы округа санитарной или
горно-санитарной охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее
отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой
зоны - с внешними границами этих зон (п. 15 Постановления N 1425).
Следует отметить, что в соответствии с п.
18 Постановления N 1425 границы и режим округов санитарной и горно-санитарной
охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения
утверждаются Правительством Российской Федерации по совместному представлению
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
При этом вынесение на местность
установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет
орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после
утверждения округа. Оповещение физических и юридических лиц об установленных
границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или
горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке (п. 21
Постановления N 1425).
Что касается ограничения в обороте
земельных участков, в отношении которых установлен вышеуказанный режим, то в
силу ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в
пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, ограничены в обороте. Из ч. 2 названной нормы
следует, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не
предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных
федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения" приватизация земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном указанным
Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными
законами.
Приватизации не подлежат находящиеся в
государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах
Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
Кроме того, ограничения прав на землю, в
том числе особые условия использования земельных участков в охранных,
санитарно-защитных зонах, подлежат государственной регистрации в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 56
Земельного кодекса).
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
20.07.2011