Вопрос: Об
отсутствии оснований для предоставления в собственность земельного участка,
расположенного во втором поясе санитарной охраны источников питьевого
водоснабжения г. Москвы, относящегося к землям, ограниченным в обороте, и
находящегося в пользовании физического лица, которому принадлежит жилой дом,
расположенный на данном участке.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июля 2011 г. N ОГ-Д23-529
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении
земельного участка в собственность и в пределах компетенции сообщает.
Исходя из обращения, Вам на праве
собственности принадлежит жилой дом, расположенный на земельном участке,
находящемся в Вашем пользовании. В соответствии с Законом г. Москвы от
05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы" земельный участок
расположен в зоне жилых районов и микрорайонов одноквартирной жилой застройки.
Вместе с тем согласно Решению Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980
N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон
санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП"
(вместе с "Основными положениями проекта установления красных линий границ
зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП")
данный земельный участок расположен в зоне второго пояса санитарной охраны.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса
Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) граждане и юридические лица,
имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или
оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных
участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом.
Если иное не установлено федеральными
законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или
приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица
- собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется
гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены
Земельным кодексом, федеральными законами.
В случаях, когда собственник здания,
строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности
на земельный участок, соответствующий исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления в силу ст. 36 Земельного кодекса
обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.
Если соответствующий исполнительный орган
государственной власти или орган местного самоуправления не направляет
заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор
аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с
заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий
(бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном гл. 24
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Постановление
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11
"О некоторых вопросах, связанных с применением земельного
законодательства").
Невозможность продажи спорного земельного
участка может быть связана с его ограничением в обороте, запретом приватизации,
установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для
государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов
органов государственной власти о резервировании, использования его для других
целей (государственных или публичных нужд).
В частности, применительно к данному
случаю, испрашиваемый земельный участок расположен во втором поясе санитарной
охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы и относится к землям,
ограниченным в обороте.
Пунктом 2 ст. 27 Земельного кодекса
установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в
обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев,
установленных федеральными законами.
На основании пп. 14 п. 5 ст. 27
Земельного кодекса земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон
санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не
подлежат передаче в частную собственность.
Данная точка зрения Департамента
недвижимости подтверждается также Постановлением Десятого арбитражного
апелляционного суда от 28.04.2011 по делу N А41-21326/10: "В
удовлетворении заявления о признании незаконным отказа органа местного
самоуправления в приобретении права собственности на земельный участок, обязании
предоставить участок и направить договор купли-продажи участка отказано
правомерно, так как испрашиваемый земельный участок расположен в границах
второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и
ограничен в обороте".
Однако испрашиваемый земельный участок
может быть предоставлен в аренду без проведения торгов и по льготным ставкам
арендной платы, установленным п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N
137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Так, до 1 января 2012 г. право постоянного (бессрочного) пользования земельным
участком подлежит переоформлению на право аренды земельного участка с годовым
размером арендной платы в пределах полутора процентов кадастровой стоимости
арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Врио директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
21.07.2011