Вопрос: О порядке
изъятия земельного участка, в том числе части земельного участка, для
государственных или муниципальных нужд.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июля 2011 г. N ОГ-Д23-541
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу порядка изъятия
земельного участка и сообщает.
Условия и порядок изъятия земельных
участков для государственных или муниципальных нужд установлены ст. 55
Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). В
соответствии с указанной статьей изъятие, в том числе путем выкупа, земельных
участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по
основаниям, установленным ст. 49 Земельного кодекса, в том числе для размещения
объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения.
Согласно ст. 279 Гражданского кодекса
Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков
для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих
решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен
быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно
уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного
участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления
допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа
исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для
государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в
органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник
земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием
ее даты.
В соответствии с Письмом Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14.05.2010 N
14-3738-ГЕ решение об изъятии части земельного участка для государственных нужд
может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое
имущество и сделок с ним в качестве обременения всего земельного участка при
условии внесения сведений о части земельного участка в государственный кадастр
недвижимости, однако часть земельного участка не может являться предметом
соглашения о выкупе.
Таким образом, в случае необходимости
изъятия части земельного участка требуется проведение работ по образованию
новых земельных участков в соответствии с гл. I.1 Земельного кодекса.
Согласно п. 6 ст. 11.2 Земельного кодекса
образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения
суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников,
землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных
участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе
образуются земельные участки.
Сторона, несущая расходы, связанные с
выполнением работ по формированию земельных участков, в указанном случае
устанавливается определением суда. В то же время отмечаем, что в случае
выполнения работ по формированию земельного участка за счет собственника
земельного участка указанные расходы должны быть отнесены к убыткам
собственника, подлежащим возмещению при изъятии земельного участка.
Также отмечаем, что согласно ст. 11.5
Земельного кодекса выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли
или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности, по
заявлению участника долевой собственности. Таким образом, при необходимости
изъятия части земельного участка для государственных или муниципальных нужд
проводится раздел указанного земельного участка.
Необходимо также отметить, что раздел
земельного участка осуществляется с учетом минимального размера земельного
участка, установленного для участков соответствующего целевого назначения.
Врио директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
22.07.2011