Вопрос: О
документах, служащих основанием для осуществления государственной регистрации
права собственности на земельные участки в упрощенном порядке.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 июля 2011 г. N ОГ-Д23-615
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу оформления права
собственности на земельный участок в упрощенном порядке и сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению
законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также по
оценке действий государственных регистраторов.
Вместе с тем по вопросу, указанному в
обращении, полагаем возможным отметить следующее.
Основания государственной регистрации
прав граждан на земельные участки, предоставленные гражданам до введения в
действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного
подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального
гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности,
пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования,
либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или
удостоверяющих права граждан на такие земельные участки, не указано право, на
котором предоставлен соответствующий земельный участок, или невозможно
определить вид этого права (далее - ранее предоставленные земельные участки),
установлены ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
(далее - Закон о регистрации).
В частности, основанием для
государственной регистрации права собственности гражданина в порядке,
установленном ст. 25.2 Закона о регистрации, является акт о предоставлении
такому гражданину соответствующего земельного участка, изданный органом
государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его
компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте
издания такого акта на момент его издания.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст.
25.2 Закона о регистрации для государственной регистрации права собственности
гражданина на ранее предоставленный земельный участок в случае, если к такому
гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право
собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение)
или сооружение, вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право
такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания
осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина
на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого
гражданина на указанное здание (строение) или сооружение (представление такого
документа не требуется в случае, если право собственности на здание (строение)
или сооружение зарегистрировано в порядке, установленном Законом о
регистрации);
один из документов, предусмотренных п. 2
ст. 25.2 Закона о регистрации и устанавливающих или удостоверяющих право
гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или
сооружения на данный земельный участок.
При этом документы, представляемые на
государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям,
установленным ст. 18 Закона о регистрации.
Ранее действовавшее законодательство (в
период до 1991 г.) предусматривало возможность предоставления гражданам
земельных участков решениями администраций совхоза, предприятия, организации
или учреждения. Соответствующее решение (выписка из решения) о предоставлении
земельного участка гражданину, принятое с соблюдением действовавшего на момент
его принятия законодательства, может являться основанием для государственной
регистрации права собственности гражданина на земельный участок в порядке,
установленном ст. 25.2 Закона о регистрации. При этом справка, копия которой
приложена к обращению, по мнению Департамента недвижимости, не может
рассматриваться в качестве документа, устанавливающего или удостоверяющего
право гражданина на земельный участок.
Вместе с тем в качестве основания для
государственной регистрации права собственности на земельный участок может быть
представлена выписка из похозяйственной книги, выдаваемая органом местного
самоуправления по форме, утвержденной Приказом Росрегистрации от 29.08.2006 N
146.
Врио директора
Департамента недвижимости
В.В.АБРАМЧЕНКО
26.07.2011