Вопрос: О
совмещении бухгалтерского и налогового учета.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июля 2011 г. N ОГ-Д05-656
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает
следующее.
Рассмотрим современную систему
налогообложения. Налоги выполняют следующие основные функции: фискальную,
распределительную (социальную), контрольную, поощрительную, регулирующую.
Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством
которой реализуется главное предназначение налогов - формирование и мобилизация
финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для
выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.
Цель бухгалтерского учета: для внешних
пользователей - это формирование информации о финансовом положении, финансовых
результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации,
полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений;
для внутренних пользователей - формирование информации, полезной руководству
для принятия управленческих решений.
Таким образом, бухгалтерский учет и
налоговый учет служат разным целям.
Для сближения налогового и бухгалтерского
учета организация может предпринять меры для того, чтобы доходы и расходы в
обоих учетах были отражены одинаково - в одной сумме и на одну дату.
Таким образом, бухгалтерские регистры,
содержащие данные для налогового учета, следует привести к той форме, которая
позволит отражать в них первичные документы одновременно для бухгалтерского и
налогового учета.
Поскольку показатели в целях
налогообложения могут отличаться по сумме и дате признания от сумм в
бухгалтерском учете, то возникает задача сблизить порядок отражения отдельных
видов доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.
Такими мерами являются:
- заключение договоров с контрагентами
(покупателями, поставщиками, кредитными организациями и т.д.) на
соответствующих условиях;
- выбор соответствующих методов
бухгалтерского и налогового учета и принятие соответствующих положений учетной
и налоговой политики.
Нормативные акты, регулирующие порядок
ведения бухгалтерского учета, предусматривают варианты учета тех или иных
объектов. Следует воспользоваться предоставленным правом и выбрать те из них,
которые максимально приближают порядок их отражения в бухгалтерском учете к
требованиям налогового законодательства.
Таким образом, нормы бухгалтерского учета
и в определенной мере налогового законодательства допускают вариантность в
отношении хозяйственных операций.
Поэтому для совмещения бухгалтерского и
налогового учета можно выбрать и закрепить в учетной политике такой вариант,
при котором конкретный доход или расход отражается в обоих учетах одинаково.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, вопрос,
изложенный в обращении, относится к компетенции Министерства финансов
Российской Федерации.
На основании изложенного для получения
более подробной информации можно обратиться в Министерство финансов Российской
Федерации.
Дополнительно сообщаем, что
информационное обеспечение форм государственной поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства осуществляется посредством функционирования
Федерального портала развития малого и среднего предпринимательства (http://smb.gov.ru).
Директор
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
28.07.2011