Вопрос: О
целесообразности введения дифференцированных ставок при применении УСН с
объектом налогообложения "доходы минус расходы" на уровне субъектов
РФ в зависимости от категорий налогоплательщиков; о снижении ставки при
применении УСН с объектом налогообложения "доходы"; о снижении с
01.01.2012 тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июля 2011 г. N ОГ-Д05-674
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает
следующее.
В соответствии с п. 26 ст. 2 Федерального
закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации" ст. 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) дополнена п. 2, предусматривающим, что законами субъектов
Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки
в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В свою очередь, категории
налогоплательщиков, на которые распространяются дифференцированные ставки, в
соответствии с п. 2 ст. 346.20 Кодекса, также устанавливаются законами
субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что в соответствии с
Кодексом не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов в
зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места
происхождения капитала.
Таким образом, определение критериев
разграничения той или иной категории налогоплательщиков в представленной
ситуации может не зависеть от видов деятельности. Субъект может выделить
категории налогоплательщиков исходя из своих социально-экономических условий.
Например, создание рабочих мест для молодежи, развитие определенного вида
деятельности, поддержка трудоустройства инвалидов и другие.
Кроме того, установление
дифференцированных ставок стимулирует налогоплательщиков, а также существенно
снижает налоговое бремя.
Исходя из изложенного считаем
целесообразным введение дифференцированных ставок при применении упрощенной
системы налогообложения на уровне субъектов Российской Федерации в зависимости
от категорий налогоплательщиков.
Если орган власти субъекта не установил
пониженную ставку налога при применении упрощенной системы налогообложения для
отдельных категорий налогоплательщиков, следует обратиться непосредственно к
органам региональной власти.
Кроме того, в соответствии со ст. 346.14
Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе самостоятельно
выбирать объект налогообложения - "доходы" или "доходы,
уменьшенные на величину расходов". При объекте налогообложения
"доходы" налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
В отношении снижения ставки при объекте
налогообложения "доходы" как одного из инструментов совершенствования
налогообложения малого и среднего предпринимательства вопрос должен
рассматриваться во взаимосвязи с решениями по механизму снижения тарифов
страховых взносов на обязательное социальное страхование и реформированием
специальных налоговых режимов.
Одновременно сообщаем, что в рамках
реализации Основных направлений налоговой политики на 2012 и плановый период
2013 - 2014 годов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации,
предусмотрены положения, в соответствии с которыми предполагается снижение с
2012 г. совокупного тарифа страховых взносов с 34 до 30 процентов, которым
облагаются выплаты на одного работника в размере до 512 тыс. руб. в год (по
начислениям за 2012 г.), в размере до 567 тыс. руб. в год (по начислениям за
2013 г.), с одновременным установлением тарифа в размере 10 процентов от суммы
выплат, превышающей установленный предел.
Для льготных категорий налогоплательщиков
тариф предполагается снизить с 26 до 20 процентов и одновременно установить
тариф 7 процентов от суммы выплат, превышающей установленный предел.
Дополнительно сообщаем, что
информационное обеспечение форм государственной поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства осуществляется посредством функционирования
Федерального портала развития малого и среднего предпринимательства
(http://smb.gov.ru).
Директор
Департамента развития малого
и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
29.07.2011