Вопрос: О
приобретении гражданами и юридическими лицами в собственность земельного
участка, принадлежащего им на праве аренды, предоставленного для целей, не
связанных со строительством; о порядке предоставления земельного участка,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, для целей, не
связанных со строительством.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 августа 2011 г. N ОГ-Д23-704
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу предоставления
земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, для целей, не связанных со строительством, и сообщает.
1. По вопросу приобретения гражданами и
юридическими лицами в собственность земельного участка, принадлежащего им на
праве аренды, предоставленного для целей, не связанных со строительством.
Статья 22 Земельного кодекса Российской
Федерации предусматривает, что при продаже земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного
участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном
гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей
собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных п. 1
ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
2. По вопросу порядка предоставления
земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной
собственности, для целей, не связанных со строительством.
Порядок предоставления гражданам земельных
участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для
целей, не связанных со строительством, устанавливается ст. 34 Земельного
кодекса Российской Федерации.
Так, органы государственной власти и
органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение
земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении,
на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и
прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого
указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и
критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок
рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки,
поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается
установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если
иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение
земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о
земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на
определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и
заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении
или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не
связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган
государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.
29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В заявлении должны быть определены цель
использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение,
испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на
основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной
власти, предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с
учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных
заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения
земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей
территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении
земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении
государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке,
установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О
государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного
кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления
кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимают решение о
предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно
либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляют ему копию
такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды
земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения о
предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о
передаче в аренду земельного участка заявителю.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса
Российской Федерации гражданам и юридическим лицам может быть отказано в
предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, в исключительных случаях:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом
запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных
или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в
собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в
обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если
федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и
юридических лиц.
Дополнительно сообщаем, что
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 08.06.2007 N 967
утверждено Положение о порядке предоставления гражданам земельных участков,
находящихся в государственной собственности Волгоградской области, для целей,
не связанных со строительством.
Врио директора
Департамента недвижимости
В.В.АБРАМЧЕНКО
01.08.2011