Вопрос: О порядке
предоставления земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых
природных территорий и находящихся в государственной или муниципальной
собственности, для строительства объектов Национального спортивного центра, а
также о порядке создания округов санитарной (горно-санитарной) охраны в целях
осуществления охраны особо охраняемых природных территорий.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 августа 2011 г. N Д23-3232
Департамент недвижимости Минэкономразвития
России рассмотрел обращение ООО по вопросу строительства объектов Национального
спортивного центра и сообщает.
Порядок предоставления земельных участков
для строительства установлен ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации
(далее - Земельный кодекс), в соответствии с которой предоставление земельных
участков для строительства из земель, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их
формированию:
1) без предварительного согласования мест
размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест
размещения объектов.
Предоставление земельных участков для
строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения
объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в
соответствии со ст. 38 Земельного кодекса (п. 2 ст. 30 Земельного кодекса).
Согласно п. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса
земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный
участок, государственная собственность на который не разграничена и который не
предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам,
предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в
отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с
которым в установленном законодательством Российской Федерации о
градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной
территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен
договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в
собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков для
строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов
осуществляется в аренду в порядке, определенном ст. 32 Земельного кодекса.
Следует также отметить, что при
предоставлении земельного участка для строительства объектов Национального
спортивного центра в городе-курорте необходимо учитывать следующее.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 16 Федерального
закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон
N 26-ФЗ), п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо
охраняемых природных территориях" курорты и их земли относятся к особо охраняемым
природным территориям. Их охрана осуществляется посредством установления
округов санитарной (горно-санитарной) охраны. В составе округа санитарной
(горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона N 26-ФЗ округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая
природная территория с установленным в соответствии с законодательством
Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования,
обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и
лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения
и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной
(горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности,
курорта, курортного региона (района).
Во исполнение Федерального закона N 26-ФЗ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 (далее -
Постановление N 1425) утверждено Положение об округах санитарной и
горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
федерального значения, которым установлено, что для охраны особо охраняемых
природных территорий создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны.
В соответствии с п. 12 Постановления N
1425 режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для
скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других
полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных
лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории первой зоны запрещаются
проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за
исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных
ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически
безопасных и рациональных технологий.
Режим второй зоны устанавливается для
территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к
месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам
неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и
искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и
других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и
сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для
санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются
размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и
развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ,
загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных
лечебных ресурсов (п. 13 Постановления N 1425).
Режим третьей зоны согласно п. 14
Постановления N 1425 устанавливается для ближайших областей питания и участков
разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей,
месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а
также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от
неблагоприятного техногенного воздействия. На территории третьей зоны вводятся
ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и
сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности,
сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных
ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут
отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние
лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.
Границы третьей зоны определяются по
совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и
объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.
Следует отметить, что в соответствии с п.
18 Постановления N 1425 границы и режим округов санитарной и горно-санитарной
охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения
утверждаются Правительством Российской Федерации по совместному представлению
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
При этом вынесение на местность
установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет
орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после
утверждения округа. Оповещение физических и юридических лиц об установленных
границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или
горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке (п. 21
Постановления N 1425).
Согласно ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса
Российской Федерации земельные участки в пределах особо охраняемых природных
территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены
в обороте. Из ч. 2 названной нормы следует, что земельные участки, отнесенные к
землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за
исключением случаев, установленных федеральными законами.
Кроме того, сообщаем, что на рассмотрении
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится
проект федерального закона N 97705-5 "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые
законодательные акты Российской Федерации", которым допускается
предоставление земельных участков, находящихся во второй и третьей зоне округа
санитарной (горно-санитарной) охраны, в частную собственность для строительства
объектов и сооружений.
Относительно Распоряжения Президента
Российской Федерации от 23.02.1994 N 93-рп "О создании Национального
спортивного центра" следует отметить, что в соответствии со ст. 90
Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и
распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской
Федерации.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
02.08.2011