Вопрос: О порядке
определения кадастровой стоимости земельных участков, а также о возможности
оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков;
об установлении налоговой ставки по земельному налогу представительными
органами муниципальных образований.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 августа 2011 г. N ОГ-Д06-747
Департамент инновационного развития и
корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение по
вопросам о порядке определения кадастровой стоимости земельного участка, а
также о порядке определения кадастровой стоимости земельных участков,
образованных путем раздела указанного земельного участка, и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию
Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего
законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение
по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для
правоприменителя.
В соответствии с п. 13 Административного
регламента по исполнению государственной функции "Организация проведения
государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом
Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, управление Росреестра по
соответствующему субъекту Российской Федерации осуществляет разъяснение
результатов государственной кадастровой оценки.
На основании изложенного направляем в Ваш
адрес разъяснения Росреестра от 20.07.2011 N 15-4638-ВА по вопросу определения
кадастровой стоимости указанных в обращении земельных участков.
Дополнительно сообщаем, что ст. 24.19
Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности
в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ)) предусмотрена возможность
оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов
кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения
кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или
комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
(далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть
недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении
его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости на дату,
на которую определена кадастровая стоимость такого земельного участка.
Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 5
Федерального закона N 167-ФЗ положения Федерального закона N 167-ФЗ не
применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение
которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального
опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Таким образом, возможность пересмотра
результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в комиссии, по
мнению Департамента, распространяется исключительно на результаты
государственной кадастровой оценки, полученные после истечения шестидесяти дней
со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, и договоры на
проведение которой были заключены после истечения указанного срока.
В свою очередь, п. 12 Правил проведения
государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что споры,
возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель,
рассматриваются в судебном порядке.
На основании изложенного на текущий
момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков,
полученные по договорам на проведение оценки, заключенным до истечения
шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N
167-ФЗ, по мнению Департамента, могут быть оспорены в суде, в том числе на
основании отчетов об определении их рыночной стоимости по состоянию на дату, на
которую определена кадастровая стоимость земельных участков.
Кроме того, сообщаем, что в соответствии
с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налоговая база по земельному налогу (далее - налог) определяется как
кадастровая стоимость земельных участков.
В свою очередь, согласно ст. 387 Кодекса
налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать
в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих
муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные
органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах,
установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также
устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая
установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков.
Таким образом, величина налоговой
нагрузки определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных
образований.
Следует отметить, что в соответствии с п.
1 ст. 3 Кодекса при установлении налога учитывается также фактическая
способность налогоплательщика к уплате налога.
С учетом изложенного в целях снижения
налоговой ставки представляется целесообразным обращаться в представительные
органы муниципальных образований.
Заместитель директора Департамента
инновационного развития и
корпоративного управления
В.Е.ФЕДОТОВ
02.08.2011