Вопрос: О
субсидиарной ответственности учредителей при банкротстве юридического лица, а
также о признании недействительными сделок, совершенных должником или другими
лицами за счет должника; о банке данных, содержащем сведения о задолженности,
необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных
актов, актов других органов и должностных лиц; о проекте федерального закона,
направленного на создание правовой основы деятельности по взысканию
просроченной задолженности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 2011 г. N Д06-3836
Департамент инновационного развития и
корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение и в
части своей компетенции сообщает.
По вопросу материальной ответственности
учредителей при банкротстве юридического лица отмечаем следующее.
В соответствии с действующим
законодательством о банкротстве предусмотрена субсидиарная ответственность
учредителей юридического лица.
Так, согласно ст. 10 Федерального закона
от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее -
Закон о несостоятельности) нарушение обязанности по подаче заявления должника в
арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены ст. 9 Закона о
несостоятельности, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых
законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в
арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника,
возникшим после истечения срока, предусмотренного Законом о несостоятельности.
Также отмечаем, что в соответствии с п.
п. 11 и 12 ст. 142 Закона о несостоятельности кредиторы, требования которых не
были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право
требовать обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное
третьими лицами, в размере требований, оставшихся не погашенными в деле о
банкротстве. В случае отсутствия указанного имущества или по заявлению третьего
лица суд вправе удовлетворить требования данных кредиторов путем взыскания
соответствующей суммы без обращения взыскания на имущество должника. В случае
если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были
удовлетворены за счет конкурсной массы, конкурсный управляющий, конкурсные
кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены,
имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о
привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в ст. ст. 9 и 10
Закона о несостоятельности.
Необходимо отметить, что в соответствии с
гл. III.1 Закона о несостоятельности сделки, совершенные должником или другими
лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными.
Согласно ст. 61.2 Закона о
несостоятельности сделка, совершенная должником в течение одного года до принятия
заявления о признании банкротом или после принятия данного заявления, также
может быть признана арбитражным судом недействительной при неравноценном
встречном исполнении обязательств другой стороны сделки. При этом неравноценным
встречным исполнением обязательств будет признаваться любая передача имущества
или иное исполнение обязательств, если рыночная стоимость переданного должником
имущества существенно превышает стоимость полученного встречного исполнения
обязательств.
Сделка, совершенная должником в целях
причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана
арбитражным судом недействительной, если такая сделка была совершена в течение
трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после
принятия указанного заявления и в результате ее совершения был причинен вред
имущественным правам кредиторов и если другая сторона сделки знала об указанной
цели должника к моменту совершения сделки (подозрительная сделка).
По вопросу раскрытия информации о
задолженности и "создания базы данных судебных решений" следует
отметить, что Федеральным законом от 11.07.2011 N 196-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и
статью 8 Федерального закона "О судебных приставах" предусмотрено
создание, в том числе в электронном виде, банка данных, содержащих сведения,
необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных
актов, актов других органов и должностных лиц.
При этом общедоступными являются такие
сведения, как дата принятия судебного акта, акта другого органа или
должностного лица; номер исполнительного документа; дата возбуждения
исполнительного производства; номер исполнительного производства; наименование
должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения,
для организаций - наименование и юридический адрес); требование, содержащееся в
исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в
исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого
в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению
в сети Интернет, и данных о взыскателе; наименование и адрес подразделения
судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;
данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для
ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения).
По вопросу совершенствования
регулирования кредитно-долговых отношений отмечаем следующее.
В настоящее время в целях эффективного
урегулирования просроченной задолженности Минэкономразвития России совместно с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями
разрабатывает проект федерального закона "О деятельности по взысканию
просроченной задолженности" (далее - законопроект), который направлен на
создание правовой основы деятельности по взысканию просроченной задолженности,
которая позволит обеспечить защиту интересов как кредиторов, так и заемщиков.
Основной целью законопроекта является
защита прав заемщиков от возможных злоупотреблений со стороны взыскателей, а
также противодействие недобросовестным методам взыскания просроченной
задолженности.
Принятие законопроекта позволит
регламентировать на уровне специального федерального закона отношения,
связанные с деятельностью лиц, которые оказывают услуги по взысканию
просроченной задолженности.
В настоящее время законопроект направлен
на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Также сообщаем, что можно ознакомиться с
текстом законопроекта на сайте Минэкономразвития России www.economy.gov.ru в
разделе "Документы/Нормативно-правовые акты".
Врио директора Департамента
инновационного развития
и корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
05.08.2011