Вопрос: Об
оспаривании в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости
земельных участков, полученных по договорам на проведение оценки, заключенным
до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального
закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ; о возможности оспаривания кадастровой стоимости
в суде с целью установления кадастровой стоимости в размере рыночной,
определенной на дату установления кадастровой стоимости индивидуально в отчете
об оценке.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 августа 2011 г. N ОГ-Д06-1046
Департамент инновационного развития и
корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент)
рассмотрел обращение по вопросу о возможности установления кадастровой стоимости
в размере рыночной, определенной индивидуально в отчете об оценке на дату, на
которую установлена кадастровая стоимость, и сообщает.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства
Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в
сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит
разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент
вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое
не является обязательным для правоприменителя.
1. В отношении оспаривания кадастровой
стоимости, полученной по договорам на проведение оценки, заключенным до
истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального
закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные
законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N
167-ФЗ)
Пунктом 12 Правил проведения
государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что споры,
возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель,
рассматриваются в судебном порядке.
Статьей 24.19 Федерального закона от
29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) предусмотрена возможность
оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов
государственной кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты
определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде
или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой
стоимости (далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой
стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости
могут быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при
определении его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной
стоимости, определенной индивидуально в отчете об оценке на дату, на которую
установлена кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального
закона N 167-ФЗ положения указанного Федерального закона не применяются к
государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были
заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального
опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
На основании изложенного, по мнению
Департамента, результаты определения кадастровой стоимости, полученные по
договорам на проведение оценки, указанным в п. 1 ст. 5 Федерального закона N
167-ФЗ, могут быть оспорены исключительно в суде.
Дополнительно отмечаем, что во исполнение
положений ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ Минэкономразвития России
Приказом от 22.02.2011 N 69 (далее - Приказ N 69) утверждены Типовые требования
к порядку создания и работы комиссии. 18 июля 2011 г. Приказ N 69
зарегистрирован Минюстом России (регистрационный номер 21392) и 1 августа 2011
г. официально опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти", выпуск N 31. Датой вступления в силу
Приказа N 69 является 12 августа 2011 г.
2. В отношении возможности оспаривания
кадастровой стоимости в суде с целью установления кадастровой стоимости в
размере рыночной, определенной на дату установления кадастровой стоимости
индивидуально в отчете об оценке
Ранее действовавшей редакцией п. 10
Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N
2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255
(далее - ФСО N 2), было установлено, что при определении кадастровой стоимости
объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость,
установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим
проведение кадастровой оценки. В соответствии с настоящей и ранее действовавшей
редакциями п. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -
Земельный кодекс) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в
соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ.
При этом согласно п. 2 ФСО N 2 указанный
Федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при
осуществлении оценочной деятельности с момента его вступления в силу.
Кроме того, проведение государственной
кадастровой оценки земель предусматривает в отдельных случаях определение
кадастровой стоимости земельных участков путем установления ее в размере
рыночной стоимости, определенной индивидуально, что предусмотрено, в частности,
п. 2.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель
населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от
15.02.2007 N 39.
Таким образом, по мнению Департамента,
как до вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ, так и после кадастровая
стоимость отождествлялась с рыночной стоимостью, и новой редакцией п. 3 ст. 66
Земельного кодекса, в соответствии с которой в случаях определения рыночной
стоимости кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной, лишь уточнены
нормы ранее действовавшего законодательства, в которых отсутствовал порядок
расчета процентного соотношения кадастровой и рыночной стоимостей одного и того
же земельного участка, и закреплена возможность установления кадастровой
стоимости, определенной с применением методов массовой оценки, в размере
рыночной стоимости, определенной индивидуально.
С учетом изложенного в рамках разрешения
судебных споров в отношении результатов государственной кадастровой оценки,
полученных по договорам на проведение оценки, заключенным до вступления в силу
Федерального закона N 167-ФЗ, по мнению Департамента, целесообразно учитывать
рыночную стоимость, определенную в отношении оспариваемых земельных участков
индивидуально в отчете об оценке, подготовленном оценщиком (оценщиками) в
соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной
деятельности, на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая
стоимость таких земельных участков.
Заместитель директора Департамента
инновационного развития и
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
23.08.2011