Вопрос: Об отмене
составления проекта освоения лесов при использовании лесов для выполнения работ
по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных
ископаемых; об отнесении лесов, расположенных в лесотундровой зоне, к ценным
лесам; о сокращении сроков государственной экспертизы проектной документации
для проектов геологического изучения недр и разработки месторождений полезных
ископаемых; об упрощении перевода земель лесного фонда, занятых защитными
лесами, в земли промышленности; о необходимости внесения изменений в лесное
законодательство в части распоряжения древесиной, полученной при использовании
лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и при разработке
месторождений полезных ископаемых.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 августа 2011 г. N 18387-АЛ/Д23
Минэкономразвития России рассмотрело
обращение ОАО по вопросу внесения изменений в лесное законодательство и
сообщает.
1. По вопросу отмены составления проекта
освоения лесов при использовании лесов для выполнения работ по геологическому
изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых
В связи с тем что при использовании лесов
для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки
месторождений полезных ископаемых главной целью являются геологическое изучение
недр и добыча полезных ископаемых, а не заготовка древесины, недревесных лесных
ресурсов и иная лесопромышленная деятельность, Минэкономразвития России считает
возможным поддержать указанное предложение.
Вместе с тем отказ от составления проекта
освоения лесов при их использовании для указанных целей не должен повлечь
прекращения со стороны недропользователей осуществления мероприятий по охране,
защите и воспроизводству лесов, а также мероприятий по охране объектов
животного мира и водных объектов в пределах, установленных действующим
законодательством (в настоящее время в соответствии с п. 4 Состава проекта
освоения лесов, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 08.02.2010 N 32, в
состав проекта освоения лесов, подготавливаемый в целях использования лесов для
выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений
полезных ископаемых, включатся разделы о мероприятиях по охране, защите и
воспроизводству лесов, а также мероприятиях по охране объектов животного мира и
водных объектов).
2. По вопросу разрешения проведения работ
по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых
в ценных лесах лесотундровой зоны
ОАО сообщает, что лесотундровые леса не
отвечают понятию "леса", так как не образуют сомкнутых (кронами)
насаждений, а представляют собой биологические редины (редкостойные насаждения)
с полнотой не выше 0,5 - 0,4 с очень низким запасом (до 50 куб. м на 1 га) и
низкокачественной в техническом отношении древесиной (выход деловой древесины
не более 10 - 20%).
В этой связи Минэкономразвития России
считает целесообразным в целом проработать вопрос необходимости отнесения
лесов, расположенных в лесотундровой зоне, к ценным лесам с учетом общего объема
их площадей на территории Российской Федерации и экономического потенциала, а
также с учетом средообразующих, водоохранных, защитных,
санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций данных лесов.
3. По вопросу сокращения сроков государственной
экспертизы проектной документации для проектов геологического изучения недр и
разработки месторождений углеводородов
Минэкономразвития России в целях
интенсификации геологического изучения недр и разработки месторождений полезных
ископаемых поддерживает предложение об установлении срока проведения
государственной экспертизы проектной документации в указанных целях не более
чем в 45 дней, а не 3 месяцев, как установлено в настоящее время. Вместе с тем
полагаем, что данный сокращенный срок должен распространяться на разработку
месторождений любых полезных ископаемых, а не только на разработку
месторождений углеводородов.
4. По вопросу упрощения перевода земель
лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли промышленности в случае
необходимости размещения объектов геологического изучения недр и разработки
месторождений углеводородов, если отсутствуют другие варианты размещения этих
объектов
Данное предложение может быть поддержано
Минэкономразвития России в случае дополнительной проработки вопроса возложения
на недропользователей обязанности по осуществлению мероприятий по
воспроизводству лесов и определения конкретного объема осуществления данных
мероприятий, при осуществлении перевода земель лесного фонда, занятых защитными
лесами, в земли промышленности.
Дополнительно сообщаем, что, по мнению
Минэкономразвития России, также необходимо внесение изменений в лесное
законодательство в части распоряжения древесиной, полученной при использовании
лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и при разработке
месторождений полезных ископаемых.
В настоящее время в соответствии с ч. 2
ст. 20 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности на указанную
древесину принадлежит Российской Федерации. Реализация указанной древесины
осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена
при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии
со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации". Функции
продавца данной древесины осуществляются Росимуществом, а на покупателя в том
числе ложится обязанность вывезти приобретенную древесину в течение 30 дней со
дня заключения договора купли-продажи древесины.
Вместе с тем зачастую данная древесина
является разносортной с низким выходом деловой древесины, в результате чего
лишь малая ее часть представляет товарный интерес и может быть реализована.
Обязанность вывезти приобретенную древесину, а вывоз в основном производится из
труднодоступных районов, также способствует тому, что реализовать указанную
древесину в большинстве случаев не представляется возможным.
Подобное положение приводит не только к
неполучению доходов федеральным бюджетом, но и к гниению древесины, захламлению
лесов и может являться причиной возникновения и распространения лесных пожаров.
В этой связи считаем необходимым внести
изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и установить, что собственником
древесины, полученной при использовании лесов для выполнения работ по
геологическому изучению недр и при разработке месторождений полезных
ископаемых, являются лица, которым предоставлены соответствующие лесные участки
для выполнения названных работ.
При этом на недропользователей необходимо
возложить обязанность по вывозу и утилизации данной древесины, а стоимость
древесины учитывать при определении размера арендной платы за использование
лесных участков в указанных целях.
Дополнительно сообщаем, что вопрос
закрепления права собственности на древесину, полученную при освоении лесов в
целях строительства линейных объектов, обсуждался на совещании у заместителя
руководителя Рослесхоза 8 августа 2011 г. В ходе данного совещания
представители Минэкономразвития России, Росимущества и Рослесхоза пришли к
единому мнению о необходимости закрепления права собственности на древесину,
полученную при освоении лесов в целях строительства линейных объектов, за
организациями, осуществляющими использование лесов для строительства,
реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
А.Ю.ЛЕВИЦКАЯ
27.08.2011