Вопрос: Об
отсутствии в действующем законодательстве норм, предусматривающих проведение
органом кадастрового учета правовой экспертизы документов, поступивших в
порядке информационного взаимодействия, для целей осуществления
государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с
изменением категории земель.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 августа 2011 г. N Д23-3705
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение федерального государственного
учреждения по вопросу проведения органом кадастрового учета правовой экспертизы
документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, для
осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка
в связи с изменением категории земель и сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению
законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем по вопросу, изложенному в
обращении, полагаем возможным отметить следующее.
Федеральным законом от 24.07.2007 N
221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не предусмотрено
проведение органом кадастрового учета правовой экспертизы (в том числе в части
проверки юридической силы) документов, представленных для осуществления
государственного кадастрового учета, в том числе в порядке информационного
взаимодействия.
Согласно п. 4 Положения об информационном
взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N
618 (далее - Положение), сведения, полученные в процессе информационного
взаимодействия, подлежат отражению в государственном кадастре недвижимости при
условии соответствия их содержания и способа их представления Положению.
В случае представления документов с
нарушением установленного порядка орган кадастрового учета, получивший такие
документы, в пятидневный срок возвращает их с указанием причины возврата.
В соответствии с п. 34 Порядка ведения
государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом
Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, основаниями для принятия решения
об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных
с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением
кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного
взаимодействия) являются:
отсутствие у органа государственной
власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление
в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного
взаимодействия;
противоречие сведений об объектах
недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного
взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в государственном
кадастре недвижимости (за исключением случаев поступления документов для учета
изменений объектов недвижимости);
отсутствие в представленных (поступивших)
документах оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости
сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.
Таким образом, представленные в порядке
информационного взаимодействия в орган кадастрового учета акты органов
государственной власти и органов местного самоуправления должны быть приняты
уполномоченными органами и должны быть представлены в орган кадастрового учета
в установленном Положением порядке.
При этом действующими нормативными
правовыми актами проверка органом кадастрового учета юридической силы
представленных документов, в том числе в части их опубликования в установленном
порядке, не предусмотрена.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
31.08.2011