Вопрос: Об отказе
собственника от права собственности на земельный участок или земельную долю; о
порядке изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в
связи со строительством автомобильной дороги, в частности, путем выкупа; о
восстановлении нарушенных прав путем признания права на земельный участок в
судебном порядке.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 сентября 2011 г. N ОГ-Д23-1201
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о восстановлении права
собственности на земельный участок, прекращение которого было осуществлено
путем отказа его обладателем - собственником земельного участка, и в пределах
своей компетенции сообщает следующее.
1. В отношении отказа от права
собственности на земельный участок.
Отказ от права собственности на земельный
участок или земельную долю осуществляется посредством подачи собственником
земельного участка или земельной доли заявления о таком отказе в орган,
осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и
сделок с ним. Право собственности на земельный участок или земельную долю
прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права
(согласно п. 2 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 30.2
Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Вследствие отказа от права собственности
на земельный участок или земельную долю осуществляется государственная регистрация
права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального
образования, к собственности которых будут отнесены такой земельный участок или
такая земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения
или перехода права (абз. 1 п. 4 ст. 30.2 Федерального закона от 21.07.1997 N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним").
2. В отношении изъятия земельных участков
для государственных и муниципальных нужд в связи со строительством автомобильной
дороги.
В случаях, связанных с размещением
объектов государственного или муниципального значения при условии отсутствия
других вариантов возможного размещения этих объектов, земельные участки
изымаются для государственных или муниципальных нужд путем выкупа (пп. 2 п. 1
ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)).
Строительство автомобильных дорог
федерального, регионального или межмуниципального, местного значения также
включено в перечень случаев изъятия земельных участков для государственных и
муниципальных нужд.
Согласно ст. 63 Земельного кодекса
изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных
или муниципальных нужд осуществляется после:
- предоставления по желанию лиц, у
которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных
земельных участков;
- возмещения стоимости жилых,
производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых
земельных участках;
- возмещения в полном объеме убытков, в
том числе упущенной выгоды.
Собственники земельных участков,
землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем
за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных
участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной
власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в
том числе путем выкупа, земельных участков. В зависимости от того, для чьих
нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим
субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вместе с тем собственник земельного
участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с
момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения
соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть,
пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые
затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым
назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении
выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым
строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном
участке в указанный период (ст. 280 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее - Гражданский кодекс)).
Плата за земельный участок, изымаемый для
государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия
выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает
обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или
муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее
включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем
недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием
земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным
прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную
выгоду.
По соглашению с собственником ему может
быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или
муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную
цену (ст. 281 Гражданского кодекса).
Если собственник не согласен с решением
об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд
либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа,
федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое
решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе
земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть
предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка
уведомления (ст. 282 Гражданского кодекса). В соответствии со ст. 64 Земельного
кодекса земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Согласно п. 1 ст.
61 Земельного кодекса ненормативный акт исполнительного органа государственной
власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях,
предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или
иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом
интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны
земель, может быть признан судом недействительным.
Изъятие у собственников земельных
участков для государственных и муниципальных нужд возможно только при условии
предварительного возмещения стоимости соответствующих земельных участков и
расположенных на них объектов либо предоставления взамен равноценных участков
таким лицам.
3. В отношении нарушенных прав.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 60
Земельного кодекса действия, нарушающие права на землю граждан и юридических
лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения
действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая изложенное, признание права на
земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение,
установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии
которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или
сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
(ст. 59 Земельного кодекса).
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
05.09.2011