Вопрос: О
сохранении права общей долевой собственности на недвижимое имущество общего
пользования, в частности дороги, бывших членов садоводческого, огороднического
или дачного некоммерческого объединения в случае его ликвидации; об отсутствии
оснований для отнесения решений общего собрания членов садоводческого
объединения или решений правления такого объединения к распорядительным
документам, обязательным для исполнения органами местного самоуправления; о
порядке подключения объектов капитального строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 сентября 2011 г. N ОГ-Д23-1202
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение и по существу поставленных вопросов
сообщает следующее.
1. В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон) дороги,
предназначенные для обеспечения в пределах территории садоводческого,
огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов
такого некоммерческого объединения в проходе, проезде и т.д., являются
имуществом общего пользования.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального
закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования,
предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому
объединению как юридическому лицу в собственность.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона
граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в
индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или
дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами
инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического
или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров,
заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном
общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного
некоммерческого объединения.
При ликвидации садоводческого,
огороднического или дачного некоммерческого объединения как юридического лица
сохраняются права его бывших членов на земельные участки и другое недвижимое
имущество (п. 3 ст. 40 Федерального закона).
В данном случае имущество общего
пользования, в том числе и дороги, в соответствии с п. 3 ст. 244 Гражданского
кодекса Российской Федерации, является общей долевой собственностью.
2. Решения общего собрания членов
садоводческого объединения или решения правления такого объединения не являются
распорядительными документами, обязательными для исполнения органами местного
самоуправления.
Однако необходимо отметить, что в
соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона органы государственной власти и
органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводческим,
огородническим и дачным некоммерческим объединениям в осуществлении работ по
строительству и ремонту дорог, линий электропередачи, систем водоснабжения и
канализации, газоснабжения, связи или по подключению к действующим линиям электропередачи,
системам водоснабжения и канализации; организации машинно-технических станций,
фондов проката, магазинов посредством принятия решений о заключении договоров
на выполнение соответствующих работ государственными и муниципальными
предприятиями, об организации и о проведении конкурсов программ и
инвестиционных проектов развития инфраструктур территорий садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединений, об осуществлении совместных
проектов развития инфраструктур территорий таких объединений, оплаты доли
затрат на содержание инфраструктур в случае, если данные инфраструктуры
предназначены для обслуживания населения соответствующих территорий или если
объекты инженерной инфраструктуры таких объединений приняты в установленном
порядке на баланс органов местного самоуправления и организаций.
3. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 14,
пп. 4 п. 1 ст. 15, пп. 4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" к вопросам местного значения соответствующих муниципальных
образований относится организация в границах соответствующих муниципальных
образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения,
снабжения населения топливом.
В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 30
Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельного участка
для индивидуального жилищного строительства органом местного самоуправления
осуществляется определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического
обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического
обеспечения.
В соответствии с п. 3 Правил подключения
объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N
83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий
подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического
обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения", физическое или юридическое лицо,
владеющее на праве собственности или ином законном основании ранее построенным,
но не подключенным к сетям инженерно-технического обеспечения объектом капитального
строительства, требующим подключения к сетям инженерно-технического обеспечения
(увеличения потребляемой нагрузки), в том числе связанного с изменением
параметров этих сетей, или осуществляющее на принадлежащем ему на праве
собственности или ином законном основании земельном участке строительство
(реконструкцию) такого объекта (далее - заказчик), для подключения этих
объектов к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с заявлением о
подключении указанных объектов в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей
инженерно-технического обеспечения и предоставившую заказчику в порядке,
предусмотренном Правилами определения и предоставления технических условий
подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического
обеспечения, технические условия подключения объекта капитального строительства
к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - исполнитель).
В соответствии с п. 10 указанных Правил
после выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального
строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исполнитель выдает
разрешение на осуществление заказчиком присоединения указанного объекта к сетям
инженерно-технического обеспечения. После осуществления присоединения
исполнитель и заказчик подписывают акт о присоединении.
Работы по присоединению могут
осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с
заказчиком. При этом связанные с проведением работ по присоединению расходы
организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического
обеспечения, не включаются в состав расходов, учитываемых при установлении
платы за подключение.
Исполнитель осуществляет надзор за
выполнением мероприятий по присоединению.
4. В соответствии с Положением о
Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40, Минрегион
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.
Таким образом, для получения ответа Вам
необходимо обратиться в Минрегион России.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
05.09.2011