Вопрос: О
процедуре конкурсного производства, а также порядке выплаты заработной платы и
выходных пособий бывшим работникам юридического лица, признанного банкротом.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 сентября 2011 г. N ОГ-Д06-1335
Департамент инновационного развития и
корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) в
рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу возможной невыплаты
заработной платы и выходных пособий бывшим работникам ОАО и сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию.
Одновременно указанным Положением
предусматривается, что Минэкономразвития России обеспечивает своевременное и
полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере
деятельности, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в срок,
определенный законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем в компетенцию
Минэкономразвития России не входят разъяснение законодательства Российской
Федерации и осуществление контроля (надзора) в установленной сфере
деятельности.
В связи с этим Департамент вправе лишь
высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителей.
Обращаем внимание, что в соответствии со
ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным
судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного
производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе
по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур,
применяемых в деле о банкротстве.
Согласно п. 1 ст. 131 Закона о
банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного
производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет
конкурсную массу. В соответствии со ст. ст. 130, 139 Закона о банкротстве
указанное имущество подлежит оценке и последующей продаже, при этом денежные
средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав
имущества должника.
Следует учитывать, что в соответствии с
п. 2 ст. 133 Закона о банкротстве денежные средства должника, поступающие в
ходе конкурсного производства, зачисляются на основной счет должника, с
которого осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном ст. 134
Закона о банкротстве.
Также отмечаем, что в соответствии с п. 6
ст. 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр
требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или
реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов,
устанавливающих их состав и размер.
Требования о выплате выходных пособий и
об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, включаются в реестр
требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по
представлению арбитражного управляющего, а исключаются только на основании
вступивших в силу судебных актов.
Реестр требований кредиторов подлежит
закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании
должника банкротом.
В соответствии со ст. 134 Закона о
банкротстве во вторую очередь из конкурсной массы производятся расчеты по
выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по
трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов
интеллектуальной деятельности.
При этом следует учитывать, что в
соответствии с п. 2 ст. 142 Закона о банкротстве требования кредиторов каждой
очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов
предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных Законом о
банкротстве для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований
кредиторов.
Также сообщаем, что в случае если
требование о выплате заработной платы возникло после даты принятия заявления о
признании должника банкротом, то в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о
банкротстве данные требования являются текущими платежами и согласно п. 2 ст. 5
Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат
включению в реестр требований кредиторов.
В соответствии с п. 2 ст. 136 Закона о
банкротстве, в случае если должником в период после вынесения определения о принятии
арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания
должника банкротом и открытия конкурсного производства не в полном объеме
выполнены обязательства по оплате труда лиц, работающих или работавших по
трудовому договору, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения
о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежат
удовлетворению в составе текущих требований.
В соответствии с п. 1 ст. 134 Закона о
банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования
кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования
которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
В соответствии с сообщениями,
опубликованными в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве
(www.fedresurs.ru) от 25 июля 2011 г. и 8 сентября 2011 г., о результатах
проведения открытых торгов открытые торги по продаже имущества ОАО от 16 июля
2011 г. и 31 августа 2011 г. признаны состоявшимися.
Также отмечаем, что в соответствии со ст.
449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением
правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по
иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет
недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Учитывая изложенное, Департамент считает,
что если заявитель не согласен с результатами открытых торгов по продаже
имущества, то в соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации он вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих
нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Заместитель директора Департамента
инновационного развития и
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
20.09.2011