Вопрос: О порядке
расчета вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему
торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта,
осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества
продовольственных товаров.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 сентября 2011 г. N Д22-1354
В Минэкономразвития России рассмотрено
обращение о выплате вознаграждения за приобретение определенного количества
товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность.
Статьей 9 Федерального закона от
28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой
деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле)
предусмотрена возможность включения в цену договора поставки вознаграждения,
выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность,
в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки
продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров.
Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных
продовольственных товаров.
Вместе с тем в Законе о торговле порядок
расчета размера указанного вознаграждения не уточняется. Так, остается неясным,
следует ли рассчитывать десятипроцентный бонус в отношении каждого
поставленного наименования товара или общей стоимости всей переданной в рамках
договора поставки продукции (имея в виду, что в таком случае применительно к
конкретной товарной позиции размер премии может превышать 10 процентов).
По мнению Минэкономразвития России, из
смысла ч. 4 и 5 ст. 9 Закона о торговле следует, что при исчислении размера
премии за приобретение определенного количества продукции учитывается только
стоимость тех товаров, в отношении которых допускается выплата указанного
вознаграждения (то есть товаров, не отнесенных к социально значимым
продовольственным товарам по соответствующему перечню, установленному
Правительством Российской Федерации). Так, при поставке в рамках одного
договора социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых
выплата вознаграждения запрещена, и товаров, в отношении которых взимание
такого бонуса допускается, сумма вознаграждения должна рассчитываться исходя из
общей стоимости товаров, облагаемых соответствующей премией, а не от полной
цены договора поставки.
Одновременно полагаем, что размер премии
по конкретной товарной позиции может превышать десять процентов от стоимости
партии такого товара при условии, что в денежном выражении размер
вознаграждения в целом по договору поставки не будет превышать десяти процентов
от общей стоимости всех переданных в рамках договора поставки товаров
(например, 15-процентное вознаграждение по товарной позиции А и 5-процентное -
по позиции Б). Полагаем, что данный подход в наибольшей степени отвечает
интересам сторон договора поставки, поскольку, с одной стороны, позволяет
поставщику в максимальном объеме реализовать контрагенту (торговой сети) свою
продукцию, а ритейлеру - расширить ассортимент и обеспечить гибкую торговую
политику с учетом возможности компенсировать недополученную от продажи
продукции с низкой маржинальностью прибыль.
В то же время обращаем внимание, что в
соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N
437, Минэкономразвития России не уполномочено давать официальные разъяснения
норм Закона о торговле. Федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, является
Минпромторг России.
Относительно нормативной
неопределенности, связанной с порядком исчисления указанных премий, при
привлечении хозяйствующих субъектов к административной ответственности
отмечаем, что данный вопрос будет дополнительно проработан между
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при мониторинге
реализации положений Закона о торговле.
Врио директора
Департамента развития конкуренции
М.П.ГОРОХОВА
22.09.2011