Вопрос: О
предоставлении земельных участков в составе земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в
том числе из земель фонда перераспределения, для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 сентября 2011 г. N Д23-4106
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам
государственной регистрации договоров аренды земельных участков в составе
земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных из земель фонда
перераспределения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, и
сообщает.
Согласно положениям ст. 81 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки предоставляются
гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с
Кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
При этом ст. 12 Закона N 74-ФЗ,
регулирующая порядок предоставления земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления
его деятельности, не содержит положений, согласно которым предоставление
соответствующих земельных участков может осуществляться по результатам торгов,
а также при наличии предварительного и заблаговременного опубликования
сообщения о наличии предлагаемых для такого предоставления земельных участков в
средствах массовой информации.
Таким образом, Законом N 74-ФЗ установлен
специальный порядок предоставления земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Кроме того, положения п. 1 ст. 10
Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ),
предусматривающие возможность предоставления гражданам и юридическим лицам
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, исключительно на торгах
(конкурсах, аукционах), не распространяются на случаи предоставления таких
земельных участков из фонда перераспределения земель.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента,
предоставление земельных участков в составе земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в
том числе из земель фонда перераспределения, для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства может осуществляться без проведения торгов (конкурсов,
аукционов).
Однако следует обратить внимание, что
судебная практика по указанному вопросу неоднозначна. В частности, в
Постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.04.2011
по делу N А06-4764/2010, от 20.12.2010 по делу N А12-5210/2010 с учетом
положений п. 1 ст. 81, п. 6 ст. 27 Кодекса сделан вывод о том, что порядок и
правила предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести
крестьянское (фермерское) хозяйство, регламентируются не только положениями
Закона N 74-ФЗ, но и положениями Кодекса и Закона N 101-ФЗ. При этом, в
частности, в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от
19.01.2010 по делу N 72-4352/2009 сделан вывод о том, что несоблюдение
процедуры предоставления земельных участков гражданам для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства, установленной п. 2 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, является
нарушением антимонопольного законодательства.
В связи с этим во избежание
противоречивого толкования положений, регулирующих предоставление земельных
участков в рассматриваемом случае, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о
внесении изменений в действующее земельное законодательство.
Дополнительно сообщаем, что позиция
Департамента по вопросам, указанным в обращении, направлена в Федеральную
службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
30.09.2011