Вопрос: Об
отсутствии оснований для отнесения земельных участков, предоставленных
негосударственному образовательному учреждению и используемых для
предоставления образовательных услуг в части организации подготовки водителей
транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности
движения, к земельным участкам, ограниченным в обороте и не подлежащим
обложению земельным налогом, а также о праве указанного учреждения обратиться с
заявлением в орган местного самоуправления для установления льготной ставки
обложения земельным налогом.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 октября 2011 г. N Д23-4192
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об отнесении земельных
участков, предоставленных НОУ ДПО, к земельным участкам, ограниченным в
обороте, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Перечень земельных участков, ограниченных
в обороте, приведен в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации
(далее - Земельный кодекс). К ограниченным в обороте земельным участкам
относятся в том числе земельные участки, предоставленные для обеспечения
обороны и безопасности (пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса).
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 93 Земельного
кодекса в целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться для
разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной,
космической техники и боеприпасов.
Земельные участки, отнесенные к категории
земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами,
могут иметь вид разрешенного использования "для обеспечения обороны и
безопасности" и использоваться в соответствии с этим видом разрешенного
использования.
Земельные участки, предоставленные для
указанных выше нужд, признаются ограниченными в обороте. Для целей
налогообложения данные земельные участки в силу пп. 3 п. 2 ст. 389 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не признаются объектом
налогообложения по земельному налогу.
Признание данного факта осуществляется
уполномоченными налоговыми органами.
Исходя из информации, содержащейся в
обращении, земельные участки, предоставленные НОУ ДПО, используются для
предоставления образовательных услуг в части организации подготовки водителей
транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности
движения.
Таким образом, по мнению Департамента
недвижимости, данные земельные участки нельзя отнести к земельным участкам,
ограниченным в обороте, и оснований для применения в отношении них положений
ст. 389 Налогового кодекса нет.
При этом необходимо отметить, что
законодательством не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение
земельных участков к ограниченным в обороте. В отсутствие такого документа
отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено
документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного
кадастра объектов недвижимости, сведениями об особом статусе лица, занимающего
земельный участок, иными сведениями.
В отношении установления льготного
налогообложения сообщаем, что порядок исчисления и уплаты земельного налога
устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст.
65 Земельного кодекса).
Согласно ст. 387 Налогового кодекса
земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований.
При установлении налога нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также
устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая
установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков.
Таким образом, НОУ ДПО вправе обратиться
с заявлением в орган местного самоуправления для установления льготной ставки
налогообложения.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
05.10.2011