Вопрос: Об изъятии игрового оборудования
в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 декабря 2008 г. N Д05-5782
Письмо рассмотрено Департаментом
государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России.
В соответствии с п. 1 ст. 27.10 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) изъятие
вещей может производиться в случае, если данные вещи явились орудиями
совершения или предметами административного правонарушения либо данные вещи
имеют значение доказательств по делу об административном правонарушении и
обнаружены в установленном данной статьей порядке. При этом процедура изъятия
направлена на сбор вещественных доказательств по данным делам, а также на
недопущение продолжения использования орудий совершения или предметов
административного правонарушения в противоправных целях и недопустима в
отношении предметов, не связанных с административным правонарушением.
В соответствии с Федеральным законом от
29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по
организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) организация
азартных игр с использованием игровых автоматов может осуществляться только в
казино и залах игровых автоматов.
Для идентификации игрового оборудования
как предмета либо орудия административного правонарушения необходимо установить
следующие факты:
наличие ведения предпринимательской
деятельности проверяемой организацией;
осуществление непосредственной игры на
игровых автоматах участниками азартных игр;
отнесение игорного заведения к разряду
запрещенных в соответствии с Законом и принятыми в его исполнение законами
субъектов Российской Федерации.
В иных случаях изъятие игрового
оборудования квалифицируется как административное приостановление деятельности,
которое применяется как обеспечительная мера. При этом применение данной меры
наказания должно учитывать необходимость предотвращения непосредственной угрозы
жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения
(засорения) подкарантинных объектов карантинными
объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы,
причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и т.д.,
если предотвращение указанных обстоятельств другими
способами невозможно.
Для применения
данной нормы в случае, если изъятие игрового оборудования происходит при
выявлении отнесения игорного заведения к разряду запрещенных, в соответствии с
Законом и принятыми в его исполнение законами субъектов Российской Федерации
необходимо наличие в административном законодательстве субъекта Российской
Федерации возможности применения санкции в виде административного
приостановления деятельности.
Также стоит отметить, что
административное приостановление деятельности предусматривает соблюдение
должностными лицами установленной законом процедуры, в которую входит:
1) составление
протокола, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения
производства по делу об административном правонарушении, дата и место его
составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего
протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному
запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения
лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица;
2) подписание протокола о временном
запрете деятельности составившим его должностным лицом или законным
представителем юридического лица;
3) вручение копии протокола о временном
запрете деятельности под расписку законному представителю юридического лица.
Кроме того, отмечаем, что
административное приостановление деятельности является мерой административного
наказания, назначаемого судьей только в случаях, предусмотренных статьями
Особенной части КоАП, если менее строгий вид административного наказания не
сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Также сообщаем, что в случаях проведения
необоснованного ареста или превышения служебных полномочий правоохранительными
органами при проведении проверок их действия могут быть обжалованы в суде, в
вышестоящих органах или прокуратуре субъекта Российской Федерации или
Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
П.В.ПУСТЕЛЕНИН
16.12.2008