Вопрос: О механизмах, обеспечивающих
получение заказчиком товаров, работ, услуг на наиболее выгодных условиях при
заключении госконтрактов, а также об отсутствии
оснований для внесения в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ положений о
проведении экспертной оценки в рамках процедур рассмотрения, оценки и
сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМА
от 17 декабря 2008 г. N Д05-5790, от 7 ноября 2008 г. N Д05-4890
Департамент государственного
регулирования в экономике рассмотрел обращение об экономическом обосновании
предложений при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд и
сообщает свое мнение.
Отношения, связанные с размещением
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от
21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее -
Закон).
В соответствии с ч.
2 ст. 22 и ч. 2 ст. 34 Закона документация о торгах должна содержать
требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам
товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным
характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам,
упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели,
связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Документация о торгах разрабатывается и
утверждается заказчиком, таким образом, заказчик самостоятельно принимает
решение о формировании требований к качеству и иным характеристикам
поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Участники размещения заказа, которые не
могут обеспечить соблюдение установленных в документации о торгах требований к
материалам, не будут допускаться до участия в торгах. Заявки таких участников
размещения заказа будут отклоняться на этапе рассмотрения заявок как не
соответствующие требованиям документации о торгах.
Во втором этапе торгов (когда
производится оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе (при
проведении конкурса) или процедура аукционного торга (при проведении аукциона)) принимают участие лица, допущенные к участию в
торгах на этапе рассмотрения заявок, то есть участники, заявки которых
соответствуют требованиям документации о торгах.
При проведении процедур рассмотрения и
оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе заказчику (конкурсной или
аукционной комиссии) не запрещено привлекать экспертов и учитывать экспертные
оценки при принятии соответствующих решений по результатам данных процедур.
Квалификация участников торгов может
оцениваться при размещении заказа путем проведения конкурса, для чего Законом
предусмотрена возможность применения такого критерия оценки и сопоставления
заявок на участие в конкурсе, как "качество работ, услуг и (или)
квалификация участника конкурса" при размещении заказа на выполнение
работ, оказание услуг.
Кроме того, при
размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции,
капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения
аукциона, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет
пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик вправе установить требование к
участникам размещения заказа о наличии у них опыта выполнения аналогичных
работ, стоимость которых составляет не менее двадцати процентов от начальной
(максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится аукцион (ч. 2.1 ст. 11
Закона).
Также необходимо отметить, что в
соответствии с ч. 12 ст. 9 Закона в государственный или муниципальный контракт включается обязательное условие о порядке осуществления
заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг
на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям,
установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества
поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям,
установленным государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе
привлекать независимых экспертов.
Таким образом, Законом предусмотрены
необходимые механизмы, обеспечивающие получение заказчиком товаров, работ,
услуг на наиболее выгодных условиях; внесение изменений в Закон в части
возможности экспертной оценки не требуется.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ