Вопрос: О нормативном правовом
регулировании оценочной деятельности, о применении оценщиком в рамках
проведения оценки объектов оценки различных методик, а также о допустимости
соглашения между субъектами оценочной деятельности по определению средневзвешенной
стоимости нормо-часа на территории Мурманской области.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 декабря 2008 г. N Д06-3198
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по поводу разъяснения вопросов
законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности и
сообщает.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство
экономического развития Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения
нормативных правовых актов, за исключением нормативных правовых актов,
утвержденных Минэкономразвития России. В связи с этим Департамент вправе высказать
только мнение по вопросам, изложенным в обращении.
1. По вопросу о
нормативном правовом регулировании оценочной деятельности сообщаем, что оценщик
в рамках осуществления профессиональной оценочной деятельности руководствуется
в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной
деятельности) международными договорами Российской Федерации, Законом об
оценочной деятельности, Федеральными стандартами оценки, а также другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной
деятельности.
Следует отметить, что в соответствии со
ст. 3 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается
профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на
установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Одновременно сообщаем, что нормативное
правовое регулирование независимой технической экспертизы, проводимой в рамках
страхования транспортных средств, не входит в компетенцию Минэкономразвития
России. В то же время в соответствии с п. 7 ст. 12
Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев транспортных средств" независимая
техническая экспертиза транспортного средства проводится в целях выяснения
обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений
транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его
ремонта. Правила проведения независимой технической экспертизы
транспортного средства, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и
порядок их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра
экспертов-техников, утверждаются Правительством Российской Федерации или в
установленном им порядке.
На основании изложенного сообщаем, что,
по мнению Департамента корпоративного управления, профессиональная оценочная
деятельности и независимая техническая экспертиза являются различными сферами
деятельности, регулирование которых осуществляется различными нормативными
правовыми актами.
2. По вопросу применения оценщиком в
рамках проведения оценки объектов оценки различных методик
сообщаем следующее.
В соответствии с п.
20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и
требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом
Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, оценщик при проведении оценки
обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или
обосновать отказ от использования того или иного подхода.
При этом оценщик вправе самостоятельно
определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из используемых
им подходов.
3. По вопросу о
допустимости соглашения между субъектами оценочной деятельности по определению
средневзвешенной стоимости нормо-часа на территории Мурманской области
сообщаем, что в соответствии с п. 5.3.1.8 Положения о Федеральной
антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.06.2004 N 331, контроль за соответствием антимонопольному
законодательству соглашений между хозяйствующими субъектами, которые могут быть
признаны допустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, осуществляет
Федеральная антимонопольная служба.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с требованиями п. 18 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки,
подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)",
утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, оценщик
осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки
объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики
объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости
объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения
оценщика должны быть применены при проведении оценки, в том числе:
а) информацию о политических,
экономических, социальных и экологических и прочих факторах, оказывающих влияние
на стоимость объекта оценки;
б) информацию о спросе и предложении на
рынке, к которому относится объект оценки, включая информацию о факторах,
влияющих на спрос и предложение, количественных и качественных характеристиках
данных факторов;
в) информацию об
объекте оценки, включая правоустанавливающие документы, сведения об
обременениях, связанных с объектом оценки, информацию о физических свойствах
объекта оценки, его технических и эксплуатационных характеристиках, износе и устареваниях, прошлых и ожидаемых доходах и затратах,
данные бухгалтерского учета и отчетности, относящиеся к объекту оценки, а также
иную информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки.
Заместитель директора
Департамента корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
22.12.2008