Вопрос: Об основных направлениях
государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 декабря 2008 г. N Д05-5947
Департамент государственного
регулирования в экономике рассмотрел обращение по вопросам, затрагивающим
государственную политику развития малого и среднего предпринимательства, и в
рамках своей компетенции информирует.
В соответствии с Положением о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, на министерство
возложены полномочия по реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской
деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
С 2005 г. Минэкономразвития России
реализует комплекс мероприятий по государственной поддержке малого
предпринимательства, в том числе:
а) создание и развитие инфраструктуры поддержки
субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
б) поддержку субъектов малого
предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги),
предназначенные для экспорта;
в) развитие системы кредитования
субъектов малого предпринимательства;
г) создание и развитие инфраструктуры
поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
д) поддержку региональных программ
развития малого и среднего предпринимательства.
Государственная финансовая поддержка
малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 N 249 "Об условиях и
порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на
государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские
(фермерские) хозяйства" (далее - Постановление).
Федеральным законом от 24.07.2007 N
198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010
годов" на эти цели в 2008 г. предусмотрены ассигнования в размере 3,85 млрд руб. В 2009 г. объем финансирования составит 10,5 млрд
руб.
Средства федерального бюджета
предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации на
конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при
условии софинансирования расходов за счет средств
соответствующих бюджетов.
Оказание прямой финансовой поддержки
субъектам малого предпринимательства находится исключительно в компетенции
субъекта Российской Федерации.
Основными
направлениями поддержки малого и среднего предпринимательства в 2009 г. станут:
грантовая поддержка начинающих предпринимателей (до
300 000 руб. на безвозвратной основе), микрокредитование (беззалоговые
кредиты не более 1 000 000 руб. на срок не свыше 1 года), повышение
капитализации региональных гарантийных фондов по кредитам малых и средних
предприятий, субсидирование процентной ставки по кредитам малых и средних
компаний.
В г. Москве осуществляют деятельность 2
региональных венчурных фонда, находящихся под управлением УК "Альянс
РОСНО" и "ВТБ Управление активами", которые предоставляют
венчурные средства малым инновационным компаниям.
Подробная
информация о программе государственной поддержки, условиях и порядке участия в
ней субъектов Российской Федерации и субъектов малого предпринимательства, в
том числе и блок-схема механизма компенсации банковских гарантий по кредитам
субъектов малого предпринимательства, содержится на портале малого и среднего
бизнеса Минэкономразвития России www.smbrf.economy.gov.ru в разделе
"Государственная политика", подразделе "Документы
Минэкономразвития России".
В г. Москве информацию о формах и видах
поддержки малого предпринимательства можно получить в Департаменте поддержки и
развития малого предпринимательства г. Москвы по адресу: 123100, Москва, Шмитовский пр-д, д. 2, стр. 1.
Одновременно сообщаем, что органом
исполнительной власти г. Москвы, уполномоченным на осуществление функций по
размещению заказов для государственных заказчиков г. Москвы, в соответствии с
законодательством о размещении заказов является Департамент г. Москвы по
конкурентной политике (Тендерный комитет), расположенный по адресу: г. Москва,
ул. Макаренко, д. 4, стр. 1.
Кроме того,
информируем о том, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от
21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее -
Закон) установлены особенности участия субъектов малого предпринимательства, в
соответствии с которой государственные заказчики, за исключением случаев
размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
нужд обороны страны и
безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов
малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем
двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ,
оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным
Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса
котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 04.11.2006 N 642 установлен Перечень товаров, работ, услуг для
государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые
осуществляется у субъектов малого предпринимательства (далее - Перечень).
Таким образом, Законом установлена
обязанность государственного заказчика осуществлять
размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере от 10 до
20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в
соответствии с Перечнем путем проведения торгов, запроса котировок, в которых
участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства. При
этом государственный заказчик самостоятельно принимает решение в отношении
товаров, работ, услуг, входящих в Перечень, при размещении заказа у субъектов
малого предпринимательства, но общий годовой объем поставок товаров, выполнения
работ, оказания услуг, который будет размещаться у субъектов малого
предпринимательства, должен быть в пределах, установленных Законом.
22.07.2008 Президент Российской Федерации
подписал Федеральный закон N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения
недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов
Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами
малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 5
августа 2008 г.
Указанным Федеральным законом
предусмотрено преимущественное право приобретения субъектами малого и среднего предпринимательства добросовестно арендуемого более трех лет
недвижимого имущества при принятии уполномоченными органами власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления решения о приватизации
данного имущества.
Последствия неисполнения Федерального
закона N 159-ФЗ предусмотрены в ст. 6, а именно влекут признание сделок по
приватизации ничтожными. При этом ч.
2 ст. 6 закрепляет, что в случае продажи арендуемого имущества с нарушением
преимущественного права на его приобретение субъект малого или среднего
предпринимательства в течение двух месяцев с момента, когда он узнал или должен
был узнать о таком нарушении в отношении арендуемого имущества, вправе
потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя в судебном порядке.
В 2007 г. в
Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, которые
закрепили за органами государственной власти и местного самоуправления
возможность создания имущественных фондов для сдачи в аренду субъектам малого
предпринимательства.
Основные преимущества данного
предложения:
- формирование имущественных комплексов
для целей малого бизнеса на постоянной основе;
- стимулирование развития необходимых для
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований видов
предпринимательской деятельности (бытовые услуги, социально ориентированные
предприятия и пр.);
- обеспечение доступности имущества для
малого бизнеса.
Одновременно в
целях обеспечения прозрачности механизма распределения имущества и соблюдения
его целевого назначения - предоставления малому бизнесу, а также недопущения
возможности предоставления в аренду имущества на невыгодных условиях (высокая
арендная плата, краткосрочность) разработан и закреплен механизм привлечения
общероссийских объединений предпринимателей, действующих на соответствующих
территориях, для подтверждения потенциальным арендатором фактического статуса
малого предприятия.
Данные нормы были дополнительно
закреплены в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого
и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 15.05.2008 N 797 имущество, включенное в такие перечни,
должно предоставляться субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках
долгосрочных договоров. Соответствующий проект постановления Правительства Российской
Федерации подготовлен Федеральной антимонопольной службой. Предполагается
ввести его в действие в I квартале 2009 г.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
П.В.ПУСТЕЛЕНИН
24.12.2008